Доклад председателя финансово-хозяйственного управления русской православной церкви митрополита рязанского и михайловского марка. В рпц сравнили возможное переименование упц с действиями фашистов От кладбищ до футболок

МОСКВА, 29 сен — РИА Новости. Глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион сравнил возможное переименование Украинской православной церкви в "Российскую церковь в Украине" с действиями нацистов в фашистской Германии.

"Украинские власти хотят полностью захватить Украинскую церковь, поставить ее вне закона, и для этого создаются разного рода законопроекты. Вот есть, например, такой законопроект, что Украинская православная церковь должна быть переименована в "Российскую церковь в Украине", — сказал митрополит Иларион в субботу в эфире программы "Церковь и мир" на телеканале "Россия 24 ".

Однако, отметил он, УПЦ — это не российская церковь, а украинская, поскольку "верующие этой церкви считают себя украинцами, они патриоты своей страны".

"И кроме того, переименовать церковь именно сейчас, когда конфликт между Россией и Украиной находится в острой стадии, переименовать ее в Российскую церковь — это все равно, что в фашистской Германии евреям нацепить желтую шестиконечную звезду. То есть, это значит маркировать церковь как вражескую организацию, и именно для этой цели был создан этот законопроект", — отметил представитель РПЦ.

Ранее Священный Синод УПЦ призвал Верховную раду отказаться от принятия законопроектов, находящихся на рассмотрении в парламенте и связанных с деятельностью УПЦ, так как они "имеют целью юридическую ликвидацию Украинской православной церкви путем ее рейдерского захвата через смену названия, противоправное вмешательство в органы управления и захват имущества (святынь, храмов и монастырей)".

Президент Украины Петр Порошенко пытается добиться признания неканонических религиозных структур и создания единой поместной автокефальной церкви на Украине. Ранее Константинопольский патриархат "в рамках подготовки к предоставлению автокефалии" назначил своих экзархов в Киеве. Кроме того, Константинопольский патриарх Варфоломей заявил, что намерен предоставить Украине автокефалию. В УПЦ назвали подобные действия вторжением на каноническую территорию другой поместной церкви и призвали патриарха Варфоломея прекратить свое вмешательство, а "экзархов" Константинопольского патриархата - покинуть Киев.

Русская православная церковь, в свою очередь, пошла на фактический "разрыв дипломатических отношений" с Константинопольским патриархатом. Синод Русской церкви объявил о прекращении поминовения патриарха Варфоломея во время патриарших богослужений. Помимо этого, было принято решение о выходе из структур, в которых председательствуют представители Константинопольского патриархата. Отношения РПЦ с Константинополем оказывались в таком кризисе лишь однажды за всю ее более чем тысячелетнюю историю.

Священный синод РПЦ, Архиерейский синод Русской православной церкви за рубежом и священный синод УПЦ приостановили служение с иерархами Константинопольского патриархата.

Дорогой Владимир Иосифович! Дорогой Владимир Васильевич! Дорогие отцы! Братья и сестры! Приветствую вас на нашей секции «Новые храмы для города Москвы» в рамках XXIV Международных образовательных Рождественский чтений.

Сегодня, 26 января, в Храме Христа Спасителя состоялась конференция«Строительство православных храмов: традиции и современность», которая была организована Финансово-хозяйственным управлением Русской Православной Церкви в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений.

Сопредседателями конференции выступили митрополит Рязанский и Михайловский Марк, Председатель ФХУ РПЦ, Председатель правления Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы»; В.И. Ресин, депутат Государственной Думы ФС РФ; В.В. Черников, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы.

Напомним, в рамках Рождественских Чтений митрополит Рязанский и Михайловский Марк, Председатель ФХУ РПЦ, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве, возглавляет

***

Предлагаем Вашему вниманию Доклад Председателя Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополита Рязанского и Михайловского Марка:

Дорогой Владимир Иосифович! Дорогой Владимир Васильевич!

Дорогие отцы! Братья и сестры!

Приветствую вас на нашей секции «Новые храмы для города Москвы» в рамках XXIV Международных образовательных Рождественский чтений.

Самой актуальной и животрепещущей темой сегодняшнего дня, безусловно, является экономический кризис. Мы все время слышим от экспертов о спаде экономики, о многочисленных угрозах, с ним связанных, видим и по нашей Программе, как крупные организации, выразившие желание принять деятельное участие в строительстве храмов, не всегда имеют возможность выполнить взятые изначально на себя обязательства.

Однако проанализировав итоги реализации Программы за 2015 год, можно с уверенностью сказать: по всем показателям нам удалось сделать больше, а по некоторым направлениям – намного больше, чем в 2014 году.

ЗЕМЛЯ

Оформлено больше земли: к концу 2015 года оформлено 166 земельных участков, для сравнения: в 2014 году было оформлено всего 143.

Если раньше договоры оформлялись на 2 года, то теперь – на 9 лет. («Старые» договоры с истекшим сроком действия мы также переоформили на 9 лет ).

Еще одна важная новость: В 2015 году мы оформили в собственность прихода первый построенный комплекс с храмом Всемилостивого Спаса в Митино . (Мы сдали объект, оформили в собственность ФХУ: храм, приходской дом и землю, а затем – передали в собственность прихода ).

Непосредственно в собственность прихода (минуя ФХУ) в 2015 году был оформлен еще один храм - Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братеево (ул. Ключевая, 18А) . (Приходу еще предстоит оформить землю).

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Несмотря на кризис и на трудности, с которыми сталкиваются российские компании и рядовые граждане, сумма пожертвований на строительство храмов, которая прошла через ФХУ, по сравнению с 2014 годом, увеличилась практически в два раза.

Еще большую сумму составили прямые пожертвования. То есть когда в течение года благодетели жертвовали на проектирование и строительство храмовых комплексов непосредственно приходам, без участия ФХУ (и деньгами, и работами ).

Особую благодарность за серьезный вклад в общее благое дело возрождения духовного и культурного наследия столицы от имени Русской Православной Церкви и православных жителей города хочу выразить следующим компаниям: ОАО ГМК «Норильский никель»; ЗАО «Новатэк»; ЗАО «Интеко»; ООО «Политехстрой»; ГК «Ташир» ; Концерну «Крост»; ООО «Агрофирме «Косино» ; ООО «Сэвен Девелопмент»; ООО «Риотекс»; благотворителям на Ходынке и жертвователям храма Матроны Московской .

СТРОИТЕЛЬСТВО

В 2015 году мы не только начали строительство на 11 храмовых комплексах , но и бросили вызов долгострою.

В этом году удалось практически достроить 7 объектов, работы на которых начались еще в 2012 году . Это Введенский храм на Кетчерской, храм «Воспитания» на Вольской, храм Татианы Римской на Краснодарской, Алексия Московского (Мечева) на Вешняковской и Александра Невского в Алексанровке (Зеленоград). Два комплекса из этих семи введены в эксплуатацию: храм святых Кирилла и Мефодия на Мельникова и Святителя Спиридона на Судостроительной.

ВСЕГО по нашей Программе на конец 2015 года было построено 22 (19 плюс 3) храма, на 8 завершены основные строительно-монтажные работы, строилось 34 (26 плюс 8) храма.

ВЕЛИКОЕ ОСВЯЩЕНИЕ

ОДНАКО настоящее завершение строительства храма – это не получение документов на ввод объекта в эксплуатацию, что, безусловно, очень важно. Истинный венец всех трудов архитекторов, строителей, иконописцев – это великое освящение храма - Дома Божиего.

И 2015 год принес Программе долгожданные плоды . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл составил график великого освящения построенных храмов. То есть храмов, на которых завершены основные строительно-монтажные работы, внешняя и внутренняя отделка, подведены тепло и электричество, установлены иконостасы и совершаются регулярные богослужения.

Уже весной Святейший планирует освятить несколько храмов.

В минувшем же году совершилось знаковое событие для нашей Программы.

13 декабря 2015 года , в день празднования памяти апостола Андрея Первозванного, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, на улице Мельникова, вл. 7 , а затем возглавил служение Божественной Литургии.

Этот храм в честь просветителей Руси был заложен первым в нашей Программе 29 апреля 2011 года Святейшим Патриархом Кириллом и Мэром Москвы Сергеем Собяниным (в память о жертвах теракта на Дубровке). И этот день явился официальным днем рождения Программы.

То есть сегодня мы с Вами говорим не просто о строительстве храмов, но и о промежуточных итогах всей Программы.

НАСТОЯТЕЛИ

И, конечно, говоря об итогам Программы, мы должны помнить о роли личности в истории, а в нашем случае - о роли личности настоятеля в Программе строительства храмов.

Успех храмостроительства, безусловно, во многом зависит от активности настоятеля. В этом году лучшим храмостроителем можно назвать настоятеля прихода преподобного Сергия Радонежского на Ходынке протоиерея Василия Биксея. Из сложнейшей ситуации он вышел победителем и воздвиг храм практически под купола.

Также хочется отметить труды настоятелей строящихся храмов: Александра Невского в Зеленограде иерея Максима Казакова; храма Серафима Саровского в Кожухово протоиерея Алексия Воробьева; храма преподобного Саввы Освященного в Люблино иерея Георгия Иванова; храма Сретения Господня на Саранской протоиерея Димитрия Арзуманова; храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве протоиерея Виталия Тогубицкого; храма всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках протоиерея Алексия Петухова; храма Пророка Божия Илии иеромонаха Онисима (Бамблевского).

Очень важно, чтобы настоятели на каждом этапе всех работ: проектирования и строительства – придерживались четкого алгоритма действий, выработанного за четыре года. Максимум внимания следует обратить на: 1) необходимость согласования с проектировщиками мест под строительство временных храмов, с учетом имеющихся коммуникаций и посадки основного храма; 2) в обязательном порядке согласовывать начало работ с местными органами власти; 3) следить за чистотой площадок и др.

В 2015 году для лучшей организации взаимодействия всех участников Программы Святейший Патриарх назначил в каждом викариатстве ответственного за строительство храмов.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Еще в 2014 году мы заявили о необходимости разнообразить палитру проектов нашей Программы. Мы говорили о гармонии и лаконичности форм, о современности архитектуры, о функциональности внутреннего пространства новых храмов и экономичном обслуживании построенных комплексов. И если в 2014 году процесс разработки и поиска хороших актуальных проектов только-только был запущен, и настоятели еще часто обращались к типовым проектам, то в 2015 году подавляющее большинство проектов, по которым разрабатывалась документация для дальнейшего строительства, уже стали индивидуальными.

Кроме того, в связи с непростой экономической ситуацией, особое внимание было уделено новым проектам малобюджетных храмов. Один из них, стоимостью всего в 50 млн рублей за все общестроительные работы, возводится сегодня на приходе Серафима Саровского в Кожухово.

Так что кризис кризисом, а наша задача - развивать и дальше вверенное нам Святейшим Патриархом дело храмостроительства и не бояться трудностей.

В июле от "Моспроекта-2" в арбитражный суд Москвы поступило девять исков к финансово-хозяйственному управлению Русской православной церкви. Общая сумма претензий - более 6,9 млн рублей (по двум искам сумма не указана). Как рассказала Лайфу замгендиректора "Моспроекта-2" по экономике и финансам Олеся Бобкова, все иски предъявлены за неоплаченные проектные работы храмов.

- Это не последние иски, они отказываются платить. По программе "200 храмов" мы делали ряд проектов. Какие-то завершены и оплачены, а какие-то не только спроектированы, храмы уже стоят, а денег всё нет. Долгие уговоры и поездки к владыке в Патриархию не дали результатов. Неоднократно приходили письма с просьбой просто пожертвовать им и что они не будут оплачивать выполненную работу, - рассказывает Бобкова.

При этом, по её словам, подарить работу на несколько миллионов рублей РПЦ "Моспроект-2" не может не из жадности: о поступлении средств по уже заключённым договорам нужно отчитаться в налоговую, где аннулирование договора могут счесть мошенничеством.

- Я человек верующий, но для меня это [финансово-хозяйственное управление РПЦ] просто юрлицо. Но долги я прощать не могу, чтобы не допустить убытков предприятия - это моя работа, - чувствует неловкость Бобкова.

Сказать сколько именно проектов храмов остались неоплаченными и на какую сумму она отказывается - коммерческая тайна.

- Их много. На улице Академика Миллионщикова, на Юровской, проезде Дежнёва (там и храм, и дом причта), на Барклая (там уже храм стоит), на Маршала Савицкого. Дальше улица Краснодарская, Мельникова, Ухтомская, Можайское шоссе, владение 54. Их очень много, - говорит Бобкова.

При этом, по её словам, проекты храмов делались за минимальные суммы - по себестоимости.

- Учитывалась только сметная стоимость работ по сборникам, по нормативам. Это смешные для таких работ суммы: 364, 200, 70 тысяч рублей. Это не миллионы, мы не наживаемся на Патриархии. Не знаю, почему они так поступают, - разводит руками Бобкова.

Почему РПЦ отказывается платить, осталось неизвестным и для нас. Согласно статистике Федеральной налоговой службы, доходы РПЦ язык не поворачивается назвать скромными.

Например, в прошлом году от "совершения обрядов и церемоний", а также от "продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения" церковь выручила 1,79 млрд рублей. А сумма пожертвований от граждан и организаций "на ведение уставной деятельности" составила ещё 4,03 млрд рублей . Кроме этого, РПЦ получает деньги и от государства в рамках федеральных программ, связанных с развитием духовно-просветительских центров, сохранением и реставрацией церквей. В бюджете на этот год для церкви было заложено 2,6 млрд рублей.

Доходы Фонда поддержки строительства храмов города Москвы, финансирующего строительство по программе "200 храмов", в открытых источниках не представлены. Учредитель фонда - финансово-хозяйственное управление РПЦ, которое по данным базы СПАРК, завершило 2015 год с 77 млн рублей чистой прибыли (96,5 млн прибыли за минусом 19 млн налога на прибыль).

В финансово-хозяйственном управлении РПЦ не ответили на запрос Лайфа. Дозвониться до председателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ не удалось.

Это не первая история, когда РПЦ отказывается платить по долгам. Так, в феврале-марте 2015 года Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт (НИиПИ) градостроительного и системного проектирования (ГСП) подавал на финансово-хозяйственное управление РПЦ шесть исков на общую сумму 29,7 млн рублей. После полугода разбирательств по всем искам производство было отменено: стороны договорились о заключении мировых соглашений. По ним РПЦ бралась рассчитаться с долгами в течение месяца, а проектировщики отказывались от взыскания неустойки за просрочку платежа. Обсудить ситуацию с представителями НИиПИ ГСП не удалось.

Весной 2015 года с финансово-хозяйственным управлением РПЦ судилась и строительная компания "Легат-строй". В итоге арбитражный суд Москвы принял решение удовлетворить иск в полном объёме (7 925 877 рублей за строительные работы и 62 629 госпошлины), а девятый арбитражный апелляционный суд оставил решение без изменений.

- Они десятки организаций на деньги кинули, - уверен гендиректор "Легат-строя" Андрей Никишин.

Построив храм в честь Святой мученицы Татианы Римской на Краснодарской улице, его компания, как и "Моспроект-2" сейчас, столкнулась с нежеланием РПЦ платить и предложением сделать пожертвование.

- Изначально мы начали работать ещё до заключения договора, на доверии. Только через год работы смогли их заставить подписать договор под угрозой того, что всё снесём. Потом отказывались платить, газетам и телевидению говорили, что мы благотворители, хотя это было не так. Вот и пришлось идти в суд. Нам ещё повезло, что подписали договор, многим организациям этого сделать не удаётся - их кидают, и даже в суд не подашь, - рассказывает Никишин.

Никишину действительно повезло - ведь теперь суды позволяют РПЦ расплачиваться не только деньгами, но и услугами. Так, в конце прошлого года в Нижегородской области арбитражный суд разрешил местной епархии вернуть часть долга подрядчику, установившему котельную, молитвами.

Фирма должна была получить почти миллион рублей, но ей было выплачено только 458 тысяч. Решение было вынесено в рамках мирового соглашения. По документу, епархия должна была выплатить организации ещё 200 тысяч рублей, а также обязалась "возносить молитвы о здравии раба Божьего Арсеньева Ивана Михайловича и раба Божьего Лепустина Сергея Александровича, их семей и благополучии во всех их благих делах и начинаниях" в счёт оставшейся части долга.

Благосостояние православной церкви держится не только на немалой помощи государства, щедрости меценатов и пожертвованиях паствы - есть у РПЦ и свой бизнес. Но куда тратится заработанное, по-прежнему секрет

​Половину февраля предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл провел в дальних странствиях. Переговоры с папой римским на Кубе, Чили, Парагвай, Бразилия, высадка на остров Ватерлоо близ антарктического побережья, где российские полярники со станции Беллинсгаузен живут в окружении папуанских пингвинов.

Для путешествия в Латинскую Америку патриарх и примерно сто человек сопровождения пользовались самолетом Ил-96-300 с бортовым номером RA-96018, который эксплуатирует Специальный летный отряд «Россия». Это авиапредприятие подчиняется управлению делами президента и обслуживает первых лиц государства ().


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на российской станции Беллинсгаузен на острове Ватерлоо (Фото: Пресс-служба патриархии РПЦ/ТАСС)

Власти предоставляют главе РПЦ не только авиатранспорт: указ о выделении патриарху госохраны стал одним из первых решений президента Владимира Путина. Три из четырех резиденций — в Чистом переулке Москвы, Даниловом монастыре и Переделкино — предоставлены церкви государством.

Однако одной помощью государства и крупного бизнеса доходные статьи РПЦ не ограничиваются. Церковь и сама научилась зарабатывать.

РБК разбирался, как устроена экономика РПЦ.

Многослойный пирог

«С экономической точки зрения РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных агентов. Ими являются каждый приход, монастырь, священник», — писал в своей книге «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» социолог Николай Митрохин.

Действительно, в отличие от многих общественных организаций, каждый приход регистрируется как отдельное юрлицо и религиозное НКО. Доходы церкви за проведение обрядов и церемоний не подлежат налогообложению, не облагаются налогом и поступления от продажи религиозной литературы и пожертвования. По итогам каждого года религиозные организации составляют декларацию: согласно последним данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, в 2014 году необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви составили 5,6 млрд руб.

Весь годовой доход РПЦ Митрохин оценивал в 2000-х годах приблизительно в $500 млн, сама же церковь о своих деньгах говорит редко и неохотно. На Архиерейском соборе 1997 года патриарх Алексий II докладывал, что основную часть денег РПЦ получила от «управления своими временно свободными средствами, размещения их на депозитных счетах, приобретения государственных краткосрочных облигаций» и других ценных бумаг и от дохода коммерческих предприятий.


Три года спустя архиепископ Климент в интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» в первый и последний раз скажет, из чего складывается церковная экономика: 5% бюджета патриархии — отчисления епархий, 40% — спонсорские пожертвования, 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.

Сейчас спонсорских пожертвований стало меньше, а отчисления из епархий могут составлять треть или около половины общецерковного бюджета, объясняет протоиерей Всеволод Чаплин, до декабря 2015 года руководивший отделом по взаимоотношениям церкви и общества.

Имущество церкви

Уверенность обычного москвича в быстром росте числа новых православных церквей вокруг не сильно противоречит истине. Только с 2009 года по всей стране построили и восстановили более пяти тысяч храмов, — эти цифры озвучивал в начале февраля на Архиерейском соборе патриарх Кирилл. В эту статистику попали как церкви, построенные с нуля (главным образом в Москве; о том, как финансируется эта деятельность, — ), так и отданные РПЦ по закону 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».

Согласно документу, Росимущество передает РПЦ объекты двумя способами — в собственность или по договору безвозмездного пользования, объясняет Сергей Аноприенко, начальник управления по размещению федеральных органов власти Росимущества.

РБК провел анализ документов на сайтах территориальных органов Росимущества — за последние четыре года православная церковь получила свыше 270 объектов имущества в 45 регионах (выгрузка производилась до 27 января 2016 года). Площадь недвижимости указана только у 45 объектов — в общей сложности около 55 тыс. кв. м. Самый большой объект, ставший собственностью церкви, — ансамбль Троице-Сергиева пустынь.


Разрушенный храм в урочище Курилово в Шатурском районе Подмосковья (Фото: Илья Питалев/ТАСС)

В случае передачи недвижимости в собственность, объясняет Аноприенко, приход получает прихрамовый участок земли. Строить на нем можно только церковные помещения — лавку утвари, дом причта, воскресную школу, богадельню и проч. Воздвигать объекты, которые могут использоваться в хозяйственных целях, нельзя.

В безвозмездное пользование РПЦ получила порядка 165 объектов, а в собственность — около 100, следует из данных на сайте Росимущества. «Ничего удивительного, — объясняет Аноприенко. — Церковь выбирает безвозмездное пользование, поскольку в этом случае может пользоваться государственным финансированием и рассчитывать на субсидии на восстановление и содержание храмов от властей. Если имущество будет в собственности, вся ответственность ляжет на РПЦ».

В 2015 году Росимущество предложило РПЦ взять 1971 объект, однако пока поступило всего 212 заявок, говорит Аноприенко. Глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) убеждена: церкви дают только разрушенные здания. «Когда закон обсуждался, мы пошли на компромисс, не стали настаивать на реституции утраченного церковью имущества. Теперь нам, как правило, не предлагают ни одного нормального здания в крупных городах, а только руинированные объекты, которые требуют больших затрат. Мы взяли много разрушенных храмов в 90-е, и сейчас, понятное дело, хотели получить что-нибудь получше», — говорит она. Церковь, по словам игуменьи, будет «биться за нужные объекты».

Самая громкая битва — за Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге


Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (Фото: Рощин Александр/ТАСС)

В июле 2015 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой отдать знаменитый Исаакий в безвозмездное пользование. Это ставило под вопрос работу расположенного в соборе музея, последовал скандал — СМИ писали о передаче памятника на первых полосах, петиция с требованием не допустить передачу собора собрала свыше 85 тыс. подписей на change.org .

В сентябре власти решили оставить собор на городском балансе, однако Николай Буров, директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» (входят еще три собора), по-прежнему ждет подвоха.

Комплекс не получает денег из бюджета, 750 млн руб. ежегодного содержания зарабатывает сам — на билетах, гордится Буров. По его мнению, РПЦ хочет открыть собор только для богослужений, «ставя под угрозу свободное посещение» объекта.

«Все продолжается в духе «лучших советских» традиций — храм используется как музей, музейное руководство ведет себя, как настоящие атеисты!» — парирует оппонент Бурова, протоиерей Александр Пелин из Петербургской епархии.

«Почему музей главенствует над храмом? Все должно быть наоборот — сначала храм, поскольку так изначально задумывалось нашими благочестивыми предками», — возмущен священник. Церковь, не сомневается Пелин, имеет право на сбор пожертвований с посетителей.

Бюджетные деньги

«Если вас содержит государство, вы с ним тесно связаны, вариантов нет», — размышляет священник Алексей Уминский, настоятель храма Троицы в Хохлах. Нынешняя церковь слишком близко взаимодействует с властью, полагает он. Впрочем, его взгляды не совпадают с мнением руководства патриархии.

По подсчетам РБК, в 2012-2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.

Рядом с торговым домом «Софрино» на Пречистенке — один из филиалов группы телекоммуникационных компаний «АСВТ». Фирмой на 10,7% как минимум до 2009 года также владел Пархаев. Соучредитель компании (через ЗАО «Руссдо») — сопредседатель Союза православных женщин Анастасия Оситис, Ирина Федулова. Выручка АСВТ за 2014 год — свыше 436,7 млн руб., прибыль — 64 млн руб. Оситис, Федулова и Пархаев не ответили на вопросы для этой статьи.

Пархаев же числился председателем совета директоров и владельцем банка «Софрино» (до 2006 года назывался Олд-банк). ЦБ отозвал лицензию этой финансовой организации в июне 2014 года. Судя по данным СПАРК, владельцы банка — ООО «Алемаж», ООО «Стек-Т», ООО «Элбин-М», ООО «Сиан-М» и ООО «Мекона-М». По данным ЦБ, бенефициаром этих компаний является Дмитрий Малышев , экс-председатель правления банка «Софрино» и представитель Московской патриархии в органах государственной власти.

Сразу после переименования Олд-банка в «Софрино» фирма «Жилищно-строительная компания» (ЖСК), учрежденная Малышевым и партнерами, получила несколько крупных подрядов РПЦ: в 2006 году ЖСК победила в 36 конкурсах, объявленных Минкультуры (ранее — Роскультура) на восстановление храмов. Общий объем контрактов — 60 млн руб.

Биография Пархаева с сайта parhaev.com сообщает следующее: родился 19 июня 1941 года в Москве, работал токарем на заводе «Красный пролетарий», в 1965 году пришел работать в патриархию, участвовал в восстановлении Троице-Сергиевой лавры, пользовался расположением патриарха Пимена. Деятельность Пархаева описывается не без живописных деталей: «Евгений Алексеевич обеспечивал стройку всем необходимым, <…> решал все проблемы, и на строительную площадку шли машины с песком, кирпичом, цементом, металлом».

Энергии Пархаева, продолжает неизвестный биограф, хватает и на то, чтобы руководить, по благословению патриарха, гостиницей «Даниловская»: «Это современная и удобная гостиница, в конференц-зале которой проводятся поместные соборы, религиозные и миротворческие конференции, концерты. Гостинице был нужен именно такой руководитель: опытный и целеустремленный».

Суточная стоимость одноместного номера «Даниловской» с завтраком в будние дни — 6300 руб., апартаментов — 13 тыс. руб., в числе услуг — сауна, бар, прокат машин и организация праздников. Доход «Даниловской» в 2013 году - 137,4 млн руб., в 2014-м — 112 млн руб.

Пархаев — человек из команды Алексия II, который сумел доказать свою незаменимость патриарху Кириллу, уверен собеседник РБК в компании-производителе церковной продукции. Бессменный руководитель «Софрино» пользуется привилегиями, которых лишены даже видные священники, подтверждает источник РБК в одной из крупных епархий. В 2012 году в интернет попали фотографии с юбилея Пархаева — праздник с помпой отметили в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. После этого гости юбиляра на теплоходе отправились на дачу Пархаева в Подмосковье. На фотографиях, подлинность которых никто не оспаривал, — внушительный коттедж, теннисный корт и пристань с катерами.

От кладбищ до футболок

В сферу интересов РПЦ входят лекарства, ювелирные украшения, сдача конференц-залов в аренду, писали «Ведомости» , а также сельское хозяйство и рынок ритуальных услуг . Согласно базе СПАРК, патриархия является совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба»: сейчас компания закрыта, однако действует учрежденная ей «дочка» — ОАО «Ритуальная православная служба» (выручка за 2014 год — 58,4 млн руб.).

Екатеринбургская епархия владела крупным гранитным карьером «Гранит» и компанией по обеспечению безопасности «Держава», Вологодская епархия имела завод железобетонных изделий и конструкций. Кемеровская епархия является 100-процентным владельцем ООО «Кузбасская инвестиционно-строительная компания», совладельцем «Новокузнецкого компьютерного центра» и агентства «Европа медиа Кузбасс».

В Даниловском монастыре Москвы расположены несколько торговых точек: монастырская лавка и магазин «Даниловский сувенир». Купить можно церковную утварь, кожаные бумажники, футболки с православными принтами, православную литературу. Финансовые показатели монастырь не раскрывает. На территории Сретенского монастыря есть магазин «Сретение» и кафе «Несвятые святые», получившее название в честь одноименной книги настоятеля, епископа Тихона (Шевкунова). Кафе, по словам епископа, «денег не приносит». Основной источник доходов монастыря — издательство. Монастырю же принадлежат земли в сельхозкооперативе «Воскресение» (бывший колхоз «Восход»; основная деятельность — выращивание зерновых и бобовых культур, животноводство). Выручка за 2014 год — 52,3 млн руб., прибыль — около 14 млн руб.

Наконец, с 2012 года структурам РПЦ принадлежит здание гостиницы «Университетская» на юго-западе Москвы. Стоимость стандартного одноместного номера — 3 тыс. руб. В этой гостинице расположен паломнический центр РПЦ. «В «Университетской» есть большой зал, можно проводить конференции, расселять людей, которые приезжают на мероприятия. Гостиница, конечно, дешевая, там селится совсем простой народ, очень редко — епископы», — рассказал РБК Чапнин.

Церковная касса

Протоиерей Чаплин не смог воплотить в жизнь свою давнюю идею — банковскую систему, исключающую ростовщический процент. Пока православный банкинг существует только на словах, патриархия пользуется услугами самых обычных банков.

До последнего времени у церкви были счета в трех организациях — Эргобанке, Внешпромбанке и банке «Пересвет» (последним структуры РПЦ еще и владеют). Зарплаты сотрудников синодального отдела патриархии, по данным источника РБК в РПЦ, переводились на счета в Сбербанке и Промсвязьбанке (пресс-службы банков не ответили на запрос РБК; источник, близкий к Промсвязьбанку, сообщил, что в банке, в том числе, держат средства церковные приходы).

В Эргобанке обслуживались более 60 православных организаций и 18 епархий, включая Троице-Сергиеву лавру и Подворье патриарха Московского и всея Руси. В январе у банка отозвали лицензию из-за обнаруженной в его балансе «дыры».

Церковь согласилась открыть счета в Эргобанке из-за одного из его акционеров — Валерия Мешалкина (около 20%), объясняет собеседник РБК в патриархии. «Мешалкин — церковный человек, православный бизнесмен, много помогавший храмам. Считалось, что это гарантия, что с банком ничего не случится», — описывает источник.


Офис Эргобанка в Москве (Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС)

Валерий Мешалкин — владелец строительно-монтажной компании «Энергомашкапитал», член попечительского совета Троице-Сергиевой лавры, автор книги «Влияние святой горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы». Мешалкин не ответил на вопросы РБК. Как сообщил источник РБК в Эргобанке, деньги со счетов структуры РПЦ успели вывести до отзыва лицензии.

В оказавшемся не менее проблемным 1,5 млрд руб. РПЦ, рассказали РБК источник в банке и подтвердили два собеседника, близких к патриархии. В январе у банка также отозвали лицензию. По словам одного из собеседников РБК, председатель правления банка Лариса Маркус была близка к патриархии и ее руководству, поэтому церковь выбрала этот банк для хранения части своих денег. По данным собеседников РБК, помимо патриархии, средства во Внешпромбанке держали несколько фондов, выполняющих поручения патриарха. Крупнейший — Фонд святых равноапостольных Константина и Елены. Источник РБК в патриархии рассказал, что фонд собирал деньги на помощь пострадавшим в конфликтах в Сирии и Донецке. Информация о сборе средств есть и в интернете .

Учредителями фонда являются уже упоминавшиеся в связи с РПЦ Анастасия Оситис и Ирина Федулова. В прошлом — как минимум до 2008 года — Оситис и Федулова были акционерами Внешпромбанка.

Однако основной банк церкви — московский «Пересвет». На счетах банка по состоянию на 1 декабря 2015 года размещались средства предприятий и организаций (85,8 млрд руб.) и физических лиц (20,2 млрд руб.). Активы на 1 января — 186 млрд руб., из которых больше половины — кредиты компаниям, прибыль банка — 2,5 млрд руб. На счетах некоммерческих организаций — свыше 3,2 млрд руб., следует из отчетности «Пересвета».

Финансово-хозяйственное управление РПЦ владеет 36,5% банка, еще 13,2% у принадлежащей РПЦ компании ООО «Содействие». Среди других владельцев — ООО «Внуково-инвест» (1,7%). Офис этой компании расположен по тому же адресу, что и «Содействия». Сотрудник «Внуково-инвест» не смог объяснить корреспонденту РБК, есть ли связь между его компанией и «Содействием». В офисе «Содействия» телефоны не отвечают.

АКБ «Пересвет» мог бы стоить до 14 млрд руб., а доля РПЦ в размере 49,7%, предположительно, — до 7 млрд руб., посчитал для РБК аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Инвестиции и инновации

О том, куда инвестируются средства РПЦ банками, известно не​много. Но точно известно, что РПЦ не чурается венчурных инвестиций.

«Пересвет» вкладывает деньги в инновационные проекты через компанию «Сберинвест», в которой банку принадлежит 18,8%. Финансирование инноваций долевое: 50% денег дают инвесторы «Сберинвеста» (в их числе «Пересвет»), 50% — госкорпорации и фонды. Средства на проекты, софинансируемые «Сберинвестом», находили в Российской венчурной компании (пресс-служба РВК отказалась назвать объем средств), фонде «Сколково» (в разработки фонд вложил 5 млн руб., сообщил представитель фонда) и госкорпорации «Роснано» (на проекты «Сберинвеста» выделено $50 млн, рассказал сотрудник пресс-службы).

В пресс-службе госкорпорации РБК пояснили: для финансирования совместных со «Сберинвестом» проектов в 2012 году был создан международный фонд «Наноэнерго». По $50 млн в фонд вложили «Роснано» и «Пересвет».

В 2015 году «Фонд Роснано Капитал С.А.» — дочерняя компания «Роснано» — обратилась в Окружной суд Никосии (Кипр) с требованием признать банк «Пересвет» соответчиком по делу о нарушении инвестиционного соглашения. В исковом заявлении (есть в распоряжении РБК) говорится, что банк в нарушение процедур перевел «$90 млн со счетов «Наноэнерго» на счета российских компаний, аффилированных со «Сберинвестом». Счета этих компаний были открыты в «Пересвете».

Суд признал «Пересвет» одним из соответчиков. Представители «Сберинвеста» и «Роснано» подтвердили РБК наличие тяжбы.

«Это все ерунда какая-то, — не унывает в беседе с РБК член совета директоров «Сберинвеста» Олег Дьяченко. — С «Роснано» у нас неплохие энергетические проекты, все идет, все движется — полностью вышел на рынок завод композитных труб, на очень высоком уровне диоксид кремния, перерабатываем рис, получаем тепло, вышли на экспортную позицию». В ответ на вопрос, куда ушли деньги, топ-менеджер смеется: «Вы же видите, я на свободе. Значит, деньги не пропали». Дьяченко верит, что дело будет закрыто.

В пресс-службе «Пересвета» не ответили на неоднократные запросы РБК. Так же поступил председатель правления банка Александр Швец.

Доходы и расходы

«С советских времен церковная экономика непрозрачна, — объясняет настоятель Алексей Уминский, — строится по принципу дома быта: прихожане отдают деньги за какую-то услугу, а как они распределяются, никого не интересует. И сами приходские священники точно не знают, на что идут собранные ими деньги».

Действительно, подсчитать церковные расходы невозможно: РПЦ не объявляет тендеры и не фигурирует на сайте госзакупок. В хозяйственной деятельности церковь, утверждает игуменья Ксения (Чернега), «подрядчиков не нанимает», справляясь собственными силами — продукты поставляют монастыри, свечи плавят мастерские. Многослойный пирог делится внутри РПЦ.

«На что тратит церковь?» — переспрашивает игуменья и отвечает: «Содержатся духовные семинарии по всей России, это достаточно большая доля расходов». Еще церковь оказывает благотворительную помощь сиротским и иным социальным учреждениям; все синодальные отделы финансируются из общецерковного бюджета, добавляет она.

Патриархия не предоставила РБК данные о расходных статьях своего бюджета. В 2006 году в журнале «Фома» Наталья Дерюжкина, на тот момент бухгалтер патриархии, оценивала затраты на содержание Московской и Санкт-Петербургской духовной семинарий в 60 млн руб. в год.

Подобные расходы актуальны до сих пор, подтверждает протоиерей Чаплин. Еще, уточняет священник, нужно платить зарплату светскому персоналу патриархии. В общей сложности это 200 человек со средней зарплатой в 40 тыс. руб. в месяц, утверждает источник РБК в патриархии.

Эти траты ничтожны на фоне ежегодных отчислений епархий в Москву. Что же происходит со всеми остальными деньгами?

Спустя несколько дней после скандальной отставки протоиерей Чаплин завел аккаунт в Facebook, где написал: «Понимая все что угодно, считаю сокрытие доходов и особенно расходов центрального церковного бюджета совершенно безнравственным. Ни малейшего христианского оправдания такому сокрытию не может быть в принципе».

Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги — на церковные нужды, упрекнул корреспондента РБК председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

На что живут другие церкви?

Публиковать отчеты о доходах и расходах у церкви, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, не принято.

Епархии Германии

Исключением в последнее время стала Римская католическая церковь (РКЦ), частично раскрывающая доходы и расходы. Так, епархии Германии стали раскрывать свои финансовые показатели после скандала с епископом Лимбургским, для которого в 2010 году начали строить новую резиденцию. В 2010 году епархия оценила работы в €5,5 млн, однако тремя годами позже стоимость выросла почти в два раза — до €9,85 млн . Во избежание претензий в прессе многие епархии стали раскрывать бюджеты. Согласно отчетам, бюджет епархий РКЦ состоит из доходов от собственности, пожертвований, а также церковного налога, который взимается с прихожан. По данным 2014 года, самой богатой стала епархия Кельна (ее доход — €772 млн, поступления от налога — €589 млн). Согласно плану на 2015 год, общий объем расходов епархии оценивался в 800 млн.

Банк Ватикана

Теперь публикуются и данные о финансовых операциях Института религиозных дел (IOR, Istituto per le Opere di Religione), более известного как Банк Ватикана. Банк был создан в 1942 году для управления финансовыми ресурсами Святого престола. Свой первый финансовый отчет Банк Ватикана опубликовал в 2013 году. Согласно отчету, в 2012 году прибыль банка составила €86,6 млн, годом ранее — €20,3 млн. Чистый процентный доход равнялся €52,25 млн, доход от торговой деятельности — €51,1 млн.

Русская православная церковь за границей (РПЦЗ)

В отличие от католических епархий, отчеты о доходах и расходах РПЦЗ не публикуются. По словам протоиерея Петра Холодного, долгое время бывшего казначеем РПЦЗ, экономика зарубежной церкви устроена просто: приходы платят отчисления епархиям РПЦЗ, а те переводят деньги в Синод. Процент ежегодных отчислений для приходов — 10%, из епархий в Синод переводят 5%. Самые обеспеченные епархии — в Австралии, Канаде, Германии, США.

Основной доход РПЦЗ, по словам Холодного, приносит сдача в аренду четырехэтажного здания Синода: оно расположено в верхней части Манхэттена, на углу Park Avenue и 93-й улицы. Площадь здания — 4 тыс. кв. м, 80% занимает Синод, остальная часть сдается частной школе. Ежегодный доход от аренды, по оценкам Холодного, — около $500 тыс.

Помимо этого, доход РПЦЗ приносит Курская Коренная икона (находится в Знаменском соборе РПЦЗ в Нью-Йорке). Икону возят по всему миру, пожертвования идут в бюджет зарубежной церкви, поясняет Холодный. Также Синоду РПЦЗ принадлежит свечной завод под Нью-Йорком. В Московский патриархат РПЦЗ деньги не перечисляет: «Наша церковь гораздо беднее российской. Хотя нам принадлежат невероятно ценные участки земли — в частности, половина Гефсиманского сада, — это никак не монетизируется».

При участии Татьяны Алешкиной, Юлии Титовой, Светланы Бочаровой, Георгия Макаренко, Ирины Малковой

Актом, предварившим создание Хозяйственного управления Московского Патриархата, стало подписанное в 1945 году Сталиным Постановление Совета Народных Комиссаров СССР, предоставлявшее Московской Патриархии, епархиальным управлениям, монастырям и проходам юридические права на «приобретение транспортных средств, производство церковной утвари, продажу верующим, аренду, строительство и покупку в собственность домов для церковных надобностей… Этим же Постановлением разрешался колокольный звон и плановое снабжение церковных общин со стороны государства необходимым строительным материалом» .

20 июня 1946 году года решением Священного Синода было принято Положение о Хозяйственном управление при Священном Синоде Русской Православной Церкви .

Одной из главных задач Хозяйственного управления, кроме контроля за финансовой деятельностью Церкви, было создание предприятия, которое бы выпускало необходимую для церковной жизни продукцию: свечи, облачения, предметы церковного обихода и проч. Помимо организации работы Производственных мастерских, в сферу компетенции ХОЗУ входили вопросы строительства и реставрации Патриарших резиденций, монастырей и храмов .

Возрождено определением Священного Синода от 31 марта 2009 года. Председателем возрождённой Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии назначен архимандрит Тихон (Зайцев) , которому Синод определил быть епископом Подольским, викарием Московской епархии .

Функции Финансово-хозяйственного управления епископ Тихон охарактеризовал так:

У Финансово-хозяйственного управления очень много функций, связанных с внутренним жизнеобеспечением Русской Православной Церкви. Если проводить светские параллели, то, по сути, ФХУ - это министерство финансов и министерство экономики в одном лице. В первую очередь ФХУ помогает Святейшему Патриарху и Священному Синоду осуществлять функции управления имуществом Русской Православной Церкви. А с этим связаны и вопросы налогообложения и бухгалтерского учёта , и формирования общецерковного бюджета, и строительства, и реставрации, и многое другое. У нас ведь тоже есть нечто вроде …бюджетного процесса, но модель, конечно, несопоставима со светской. Церковь от начала своего существования, от начала веков существовала и существует на пожертвования, так какие здесь могут быть планы? Условно говоря, плана доходов нет, а вот план расходов есть. И мы стараемся организовать их финансирование .



Пособия и алименты