Как начальник всех дамб барствовал. На миллиарды дамбы ищут доверенное лицо Щекочихин комплекс защитных сооружений

23:24 , 02.11.2017



Финансовые "дамбы" Щекочихина и Когана

Чем закончится для обоих "утрата доверия" Медведева?

Премьер-министр Дмитрий Медведев уволил с должности руководителя Дирекции комплекса защитных сооружений (ДКЗС) Санкт-Петербурга от наводнений Владимира Щекачихина. Об этом сообщает корреспондент The Moscow Post . Уволил с довольно жесткой формулировкой: "в связи с утратой доверия".

Поводом для увольнения стали результаты проверки предприятия правоохранительными органами и Счетной палаты. В ходе аудита обнаружены многочисленные случае нецелевого использования средств. Так, руководство Дирекции переводило бюджетные средства на банковские депозиты, получало с них проценты. Материалы на Щекачихина уже переданы в прокуратуру.

Кроме того, выяснилось, что Щекочихин выписал сам себе премию более чем в 2 миллиона рублей.

Строитель со стажем

Основным объектом, которое эксплуатирует ДКЗС, является знаменитая петербуржская дамба, которая разделят Финский залив и Невскую губу. Знаменита она не только своими грандиозными размерами (22 километра), но и сроками возведения. Строился объект 33 года - абсолютный мировой рекорд среди долгостроев.

И все это время с дамбой связан Владимир Щекачихин. Он ее начинал строить в качестве простого рабочего, он и закончил стройку уже в качестве директора. За такой большой трудовой путь Щекачихин в совершенстве научился осваивать предназначенные для строительства деньги, в большинстве своем бюджетные. Прежде всего, в своих целях.

При теперь уже бывшем руководителе финансовые нарушения и просто банальное воровство расцвели буйным цветом. Ведь только в прошлом году предприятие Щекачихина получила из федеральной казны 375 с половиной миллиардов рублей.

Деньги предназначались естественно на содержание дамбы. Вместо этого, по данным СП, они были положены на личные депозиты Щекачихина, что приносило тому просто бешенные денежные проценты.

В результате на счёте КЗС образовался остаток субсидии в размере 1,8 млн рублей. Тогда как Бюджетный кодекс запрещает размещать бюджетные деньги на банковских депозитах и получать с них доход [в виде процентов].

Не удивительно, глава ДКЗС вел просто барскую жизнь. Установлено, летать Щекачихин предпочитал с комфортом. Для себя и других неназванных сотрудников он заключил договор о комплексном обслуживании в VIP-зонах Шереметьево.

Только на командировки - свои и приближенных менеджеров - тратиться до миллиона рублей ежегодно.

Стоит ли удивляться тому, Владимир Щекачихин и в быту живет, скажет так не стесненно. У него есть квартира площадью 160 квадратов, есть еще одна квартирка поменьше — 80 кв.м в Выборгском районе. Ездит он на "директорском" удлинённом седане Audi A8L и на джипе Toyota Land Cruiser.

Не терялся сразу?

В качестве директора ДКЗС Щекачихин проработал 11 лет. И успел за столь долгий срок сделать много. В качестве весьма сомнительных трат казенных денег. Так еще несколько лет назад та же Счетная палата обратила внимание на то, что по распоряжению директора был возведен офисный особняк стоимостью более 1 миллиарда рублей.

Причем, строила его некое ООО "Центр-Инвест-Строй". Все бы ничего, но вот только учредителем этой конторы является…Владимир Щекачихин.

Еще была выявлена история с песком, которым отсыпают прохран между Бронкой и Кронштадтом. Оказалось, что отсыпано его было в 4 раза меньше, чем по документации. В итоге разница между действительным и написанным составила ни много, ни мало 11 миллиардов рублей.

Где эта разница? Не на банковских ли счетах господина Щекачихина?

Владимир Щекачихин

Другую странность вызывает то, что сразу несколько подрядов на строительство кольцевой дороги через дамбу получило ООО "Дорожная строительная компания". Обзая сумма контрактов составила более 9 миллиардов рублей.

А еще поговаривали, что эта контора связана с кипрским оффшором. Не туда ли ушла часть полученных денег и не связан ли с этим господин Щекачихин?

Еще судачили о том, что Щекочихин мог иметь уголовный срок. Опять же по подозрению воровства при строительстве дамбы еще в 90-е годы прошлого века. Официальных документов по этому поводу нет, но ведь шепчутся же! Как известно, дыма без огня не бывает…

Друг и покровитель Коган

Нельзя не помянуть и еще одного персонажа, связанного с питерской дамбой. До Щекачихина ее директором был бывший владелец банков "Промстройбанк" и "Санкт-Петербург" Владимир Коган.

В его бытность тоже была проверка Счетной палаты. Она показала, что при Когане смета строительства дамбы выросла в 2 раза - с 55 до 109 миллиардов рублей. Правда, на какие нужды пошла эта просто несусветная разница, аудиторы установить так и не смогли.

Владимир Коган

Дело в том, что Коган почему-то резко сменил подрядные фирмы, заключив дополнительные договоры с другими. В результате этой операции цена заключённых контрактов подскочила с 45,2 до 71,9 миллиардов рублей.

В то время, Владимир Щекачихин уже значительно взошел по карьерной лестнице и был приближенным Когана. Поговаривают, что именно, как опытный строитель, отвечал за техническую часть ухода денег на якобы неотложные нужды.

Когда Коган перешел на работу в Правительство, точнее, в министерство регионального развития именно он, по слухам пролоббировал назначение Щекочихина на должность директора ДКЗС.

Однако, и сам теперь уже чиновник Коган связи с дамбой не потерял. Именно он от лица государства курировал строительство объекта. Не делился ли Щекочихин с куратором излишкам бюджетных денег, выделяемых на стройку?

Теперь Щекочихин - безработный, над ним висит дамокловым мечом уголовное преследование. Не разговорится ли он перед следователями и не помянет ли Когана? Тогда давним партнерам придется вместе продолжать трудовую деятельность. В местах не столь отдаленных.

Чем закончится для обоих "утрата доверия" Медведева?

Премьер-министр Дмитрий Медведев уволил с должности руководителя Дирекции комплекса защитных сооружений (ДКЗС) Санкт-Петербурга от наводнений Владимира Щекачихина. Об этом сообщает корреспондент . Уволил с довольно жесткой формулировкой: "в связи с утратой доверия".

Поводом для увольнения стали результаты проверки предприятия правоохранительными органами и Счетной палаты. В ходе аудита обнаружены многочисленные случае нецелевого использования средств. Так, руководство Дирекции переводило бюджетные средства на банковские депозиты, получало с них проценты. Материалы на Щекачихина уже переданы в прокуратуру.

Кроме того, выяснилось, что Щекочихин выписал сам себе премию более чем в 2 миллиона рублей.

Строитель со стажем

Основным объектом, которое эксплуатирует ДКЗС, является знаменитая петербуржская дамба, которая разделят Финский залив и Невскую губу. Знаменита она не только своими грандиозными размерами (22 километра), но и сроками возведения. Строился объект 33 года – абсолютный мировой рекорд среди долгостроев.

И все это время с дамбой связан Владимир Щекачихин. Он ее начинал строить в качестве простого рабочего, он и закончил стройку уже в качестве директора. За такой большой трудовой путь Щекачихин в совершенстве научился осваивать предназначенные для строительства деньги, в большинстве своем бюджетные. Прежде всего, в своих целях.

При теперь уже бывшем руководителе финансовые нарушения и просто банальное воровство расцвели буйным цветом. Ведь только в прошлом году предприятие Щекачихина получила из федеральной казны 375 с половиной миллиардов рублей.

Деньги предназначались естественно на содержание дамбы. Вместо этого, по данным СП, они были положены на личные депозиты Щекачихина, что приносило тому просто бешенные денежные проценты .

В результате на счёте КЗС образовался остаток субсидии в размере 1,8 млн рублей. Тогда как Бюджетный кодекс запрещает размещать бюджетные деньги на банковских депозитах и получать с них доход [в виде процентов].

Не удивительно, глава ДКЗС вел просто барскую жизнь. Установлено, летать Щекачихин предпочитал с комфортом. Для себя и других неназванных сотрудников он заключил договор о комплексном обслуживании в VIP-зонах Шереметьево.

Только на командировки – свои и приближенных менеджеров - тратиться до миллиона рублей ежегодно.

Стоит ли удивляться тому, Владимир Щекачихин и в быту живет, скажет так не стесненно. У него есть квартира площадью 160 квадратов, есть еще одна квартирка поменьше - 80 кв.м в Выборгском районе. Ездит он на "директорском" удлинённом седане Audi A8L и на джипе Toyota Land Cruiser.

Не терялся сразу?

В качестве директора ДКЗС Щекачихин проработал 11 лет. И успел за столь долгий срок сделать много. В качестве весьма сомнительных трат казенных денег. Так еще несколько лет назад та же Счетная палата обратила внимание на то, что по распоряжению директора был возведен офисный особняк стоимостью более 1 миллиарда рублей.

Причем, строила его некое ООО "Центр-Инвест-Строй". Все бы ничего, но вот только учредителем этой конторы является…Владимир Щекачихин .

Еще была выявлена история с песком, которым отсыпают прохран между Бронкой и Кронштадтом. Оказалось, что отсыпано его было в 4 раза меньше, чем по документации. В итоге разница между действительным и написанным составила ни много, ни мало 11 миллиардов рублей .

Где эта разница? Не на банковских ли счетах господина Щекачихина?

Владимир Щекачихин

Другую странность вызывает то, что сразу несколько подрядов на строительство кольцевой дороги через дамбу получило ООО "Дорожная строительная компания". Обзая сумма контрактов составила более 9 миллиардов рублей.

В то время, Владимир Щекачихин уже значительно взошел по карьерной лестнице и был приближенным Когана. Поговаривают, что именно, как опытный строитель, отвечал за техническую часть ухода денег на якобы неотложные нужды.

Когда Коган перешел на работу в Правительство, точнее, в министерство регионального развития именно он, по слухам пролоббировал назначение Щекочихина на должность директора ДКЗС.

Однако, и сам теперь уже чиновник Коган связи с дамбой не потерял. Именно он от лица государства курировал строительство объекта. Не делился ли Щекочихин с куратором излишкам бюджетных денег, выделяемых на стройку?

Теперь Щекочихин – безработный, над ним висит дамокловым мечом уголовное преследование. Не разговорится ли он перед следователями и не помянет ли Когана? Тогда давним партнерам придется вместе продолжать трудовую деятельность. В местах не столь отдаленных.

Защитник Санкт-Петербурга от наводнений не смог защитить себя от плотских искушений.

Аудиторы Счетной палаты, проверяя деятельность Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга, обнаружили масштабные растраты, совершенные его директором Владимиром Щекачихиным. Субсидии, выделяемые государством на содержание КСЗ, он тратил на дорогостоящие командировки, а также на внушительные премии и надбавки для себя и коллег. Сейчас деятельность управленца проверяет прокуратура.

«Десант» на дамбе

Финский залив и Невскую губу разделяет огромное искусственное сооружение — 22-километровая дамба, растянутая поперёк залива от Бронки до Сестрорецка, через остров, на котором стоит Кронштадт. По всей протяжённости идет шоссе — часть Кольцевой автодороги. Работоспособность комплекса обеспечивают десятки гидротехнических сооружений. Корабли проходят через двое огромных ворот, которые закрываются во время наводнений.


Гладкий остров, остров Дамба Гребёнка и внутригородская платная автомагистраль ЗСД (Западный скоростной диаметр)

За всё это хозяйство отвечает 64-летний госслужащий Владимир Щекачихин. Местные СМИ называют его главным защитником Петербурга от наводнений. Официальное название его владений — Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. А жители называют комплекс дамбой.

Несколько недель назад на дамбу высадился «десант» из аудиторов федеральной Счётной палаты. Они затребовали финансовые документы по госконтрактам, по оплате труда и расходам на командировки. После их изучения у Палаты возникли серьёзные претензии к руководству федерального казённого предприятия (ФКП) «Дирекция КЗС».

«В 2016 году руководитель Дирекции комплекса защитных сооружений неправомерно выписал и начислил, в том числе самому себе, премии и надбавки на сумму 2,28 млн рублей. Тогда как по закону только работодатель вправе принимать решения о премировании», - рассказал «Лайфу» источник в палате.

Работодателем Щекачихина выступает Министерство строительства [министр - Михаил Мень, прим. «Руспрес»]. Минстрой также решает, кого, куда и за какие деньги отправлять в командировку. Однако Щекачихин по собственной инициативе летал в командировки и, похоже, ни в чём себе не отказывал.

— По закону госслужащих направляют в командировки на основании письменного решения работодателя для выполнения служебного поручения, — сообщил источник. — Щекачихин же в отсутствие соответствующего разрешения Минстроя неоднократно в 2016 году выезжал в командировки на территорию Российской Федерации. Это привело к неправомерному расходованию субсидии из федерального бюджета на содержание ФКП на сумму 1,3 млн рублей.

Более того, говорит источник, летать Щекачихин предпочитал с комфортом. Для себя и других неназванных сотрудников он заключил договор о комплексном обслуживании в VIP-зонах Шереметьево.

— В прошлом году руководитель ФКП заключил договор с АО «В.И.П.-Интернешнл», по которому ему предоставили услуги VIP-залов в
терминалах F, E и D аэропорта Шереметьево, — говорит источник. — Это удовольствие обошлось бюджету в 337 тыс рублей.

При этом объективных причин для больших премий вроде бы нет. По сравнению с прошлыми годами, фирма показала относительно невысокую прибыль в четыре миллиона. В прежние годы, согласно СПАРК, она составляла 12-18 млн рублей. К тому же к работе предприятия есть серьёзные претензии и у других ведомств. Источник «Городского портала» в Ространснадзоре сообщил о результатах недавней ревизии. Инспекторы обнаружили, что автодорога, проходящая по контуру дамбы, содержится в плохом состоянии, что даже угрожает жизни автомобилистов.

— На проезжей части грязь, мусор и иные посторонние предметы, создающие аварийную ситуацию, — поделился источник в Ространснадзоре. — Водоотвод нарушен, трубы засорены.

Под надзором прокуратуры

Сложив расходы на шикарные командировки, VIP-залы и прочее, Счётная палата насчитала 3,9 млн рублей нарушений. Аудиторы составили отчёт по проверке и направили его в питерскую прокуратуру, чтобы та проверила их доводы. Эта сумма потенциально может превратиться в ущерб бюджету, если прокуроры подтвердят претензии палаты.

По некоторым данным, прокуроры особенно заинтересовались банковскими счетами предприятия. А точнее — тем, как дирекция распорядилась федеральными субсидиями.

В прошлом году федеральный бюджет выделил дирекции субсидию в 347,5 млн рублей. Вместо того чтобы пустить деньги на текущую деятельность, руководители Дирекции КЗС частями переводили субсидию на депозит в банке и получали проценты.

— В результате на счёте КЗС образовался остаток субсидии в размере 1,8 млн рублей, — добавил источник. — Тогда как Бюджетный кодекс запрещает размещать бюджетные деньги на банковских депозитах и получать с них доход [в виде процентов].

Если прокуратура в свою очередь согласится с доводами Счётной палаты и найдёт там нечто большее, чем административные правонарушения, речь может идти о передаче бумаг дальше — в Следственный комитет или МВД.

Представители КЗС не комментируют ситуацию, ссылаясь на то, что проверка ещё не закончена, поэтому сообщать что-либо пока преждевременно.


Судопропускное сооружение С-1 — часть комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, предназначенная для пропуска судов водоизмещением до 100 тыс тонн

Эксперты требуют разобраться

Член палаты налоговых консультантов эксперт по трудовому праву Валентина Яковлева уверена, что за самовольные премии руководству грозят в лучшем случае штрафы, в худшем — увольнение. А у предприятия могут возникнуть проблемы с налоговой.

— Выплату премии директору по его же приказу могут признать несоответствующей трудовому законодательству. В таком случае налоговая может оспорить уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму премии, а учредители — потребовать от директора полного возмещения ущерба, — рассказала Яковлева. — Плюс они же могут его и уволить.

А подобная схема «прокручивания» бюджетных средств на банковских депозитах может закончиться уголовными делами для руководства, считает член Национального антикоррупционного комитета, бывший следователь по особо важным делам Павел Зайцев.

— В выплате таких премий можно усмотреть признаки хищения с использованием служебного положения, — говорит Зайцев. — А если эти деньги были потрачены на другие цели, можно усмотреть признаки нецелевого расходования денежных средств, статья 285.1 УК РФ.

Силовикам, уверен Зайцев, следует разобраться, не искажена ли сумма дохода по процентам. Вдруг часть процентных доходов от депозитов кто-то положил в карман?

Кроме того, не исключено, что эти премии как раз были выплачены из денег, полученных с доходов по процентам, — говорит Зайцев.

Теперь всё это будет изучать городская прокуратура. Тем более что надзорному ведомству не впервой навещать Дирекцию КЗС. В 2014-м Кронштадтская прокуратура выписала ей административные штрафы за нарушение природоохранного законодательства. КЗС сбрасывал сточные воды в количествах, превышающих допустимую концентрацию.

Да и Счётная палата не впервые приходит в дирекцию. В 2015-м аудиторы выявили, что с 2003 года Дирекция КЗС не соблюдала требования закона касательно составления бюджетной отчётности. Ревизоры тогда даже не смогли подсчитать точную прибыль предприятия, потому что Минстрой не утверждал ему смету расходов и доходов.

Госслужащий не платит государству

Владимир Щекачихин возглавляет комплекс с 2006 года. Тогдашний премьер-министр Михаил Фрадков назначил его на должность директора комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга. И, хотя учреждение за эти годы сменило несколько названий, Щекачихин остаётся его бессменным директором уже больше десяти лет. За это время он получил звание заслуженного строителя России и нагрудный знак.

Согласно официальному отчёту о доходах, в прошлом году Щекачихин заработал 3,8 млн рублей (что составляет около 320 тыс в месяц). Не исключено, что часть дохода состоит из отчислений за патент. По информации из открытых источников, Щекачихин выступает соавтором патента на батопрот. Это плавучий гидротехнический затвор, обычно служащий для запирания входа в док.

Щекачихина, судя по декларации, окружает высокий уровень комфорта в быту. Он живёт в квартире площадью 160 квадратов, в собственности у него вторая квартирка поменьше — 80 кв.м в Выборгском районе. Ездит он на «директорском» удлинённом седане Audi A8L и на джипе Toyota Land Cruiser.

Налоги на имущество Владимир Иванович платит крайне неохотно. Архив мировых судов Санкт-Петербурга подсказывает: за пять лет налоговики пять раз подавали на Щекачихина в суд. Например, в 2012-м государство в лице налоговой инспекции требовало от своего служащего заплатить транспортный налог на мощный автомобиль. Годом раньше у директора образовалась задолженность по другому типу имущественного налога.

Как сообщало ранее агентство «Руспрес», строительство знаменитой петербургской дамбы также сопровождалось многочисленными финансовыми нарушениями. За те пять лет, в течение которых работами руководила команда бывшего хозяина петербургского «Промстройбанка» и банка «Санкт-Петербург», а позже - главы департамента Министерства регионального развития Владимира Когана, стоимость проекта выросла без малого вдвое, с 55 до 109 млрд рублей. Считается, что именно Коганлоббировал назначение Владимира Щекачихина на нынешнюю должность.

Директор Комплекса защитных сооружений Петербурга Владимир Щекачихин уволен за утрату доверия и отстранен от освоения 5 млрд рублей. Под ударом оказался бессменный подрядчик дамбы - «Метрострой».

Владимир Щекачихин//Александр Дроздов/Интерпресс

На портале правовой информации 1 ноября опубликовано распоряжение премьер-министра Дмитрия Медведева об отставке директора КЗС Владимира Щекачихина по отрицательным мотивам. Счетная палата уличила функционера в роскоши, полиция начала доследственную проверку. Экстренное увольнение 64-летнего Щекачихина совпало с пятимиллиардным конкурсом на содержание дамбы.

У Владимира Щекачихина на посту директора Комплекса защитных сооружений Петербурга было две задачи – содержать дамбу и беречь чувства верующих. Предприятие подведомственно Минстрою и обязано строить объекты, в отношении которых министерство выполняет функции государственного заказчика. Руководство комплекса по поручению Владимира Путина головой отвечало за реставрацию двух монастырей – Спасо-Елеазаровского женского на Псковщине и Тихвинского мужского в Ленобласти. Можно сказать, это были расстрельные задания. Полтора миллиарда Владимир Иванович освоил не без проблем, но от отбился и вроде никого на самом верху не прогневал. Подозрения в сговоре с подрядчиками ему простились.

И если объекты культа – преходящее, то дамба для Щекачихина была вечной. Он родился в 1953 году, окончил Политех, по специальности – инженер-строитель-гидротехник. После вуза Щекачихин был направлен по комсомольской путевке на всесоюзную ударную комсомольскую стройку по возведению сооружений защиты Ленинграда от наводнений и там же и остался. С 2001 года курировал финансирование проекта КЗС, в ноябре 2006-го назначен главой Дирекции КЗС. Владимиру Ивановичу, наверное, было досадно, что в 2011 году, после сдачи дамбы, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени получил не он, а тогдашний глава департамента капстроительства Минрегионразвития Владимир Коган, но возможность продолжать дело своей жизни была неплохой компенсацией. Щекачихина оставили в должности директора, и с 2012 года у него начались теплые отношения с «Метростроем». С компанией Вадима Александрова КЗС заключил трехлетний контракт стоимостью 7,4 млрд рублей на содержание, эксплуатацию и ремонт дамбы. Летом 2015-го снова «Метрострой» стал победителем, получив еще 6,7 млрд. Исполнение шло со скрипом, субподрядчики и строили конспирологические версии о том, что деньги с дамбы можно было бы поискать на других объектах «Метростроя», например футбольном стадионе.

24 октября 2017 года дирекция Щекачихина объявила третий конкурс на содержание дамбы. Претендентом номер один на 5,3 млрд рублей традиционно считался «Метрострой», несмотря на то, что условия контракта изменились. Теперь для него требуется банковское сопровождение, и перекинуть деньги с одного объекта на другой исполнитель работ не может. Итоги конкурса подведут 24 ноября, но уже без Щекачихина. После его ухода обязанности генерального директора исполняет первый заместитель Борис Дайтер. Какую-либо дополнительную информацию о причинах отставки пресс-служба дирекции давать отказывается. В Минстрое сообщают, что вопросы назначения или увольнения решаются на уровне правительства, уточняя лишь, что «последнему кадровому решению предшествовал целый ряд проверок, включая администрацию президента, внутренний аудит Минстроя и проверку Счетной палаты».

Ранее Счетная палата (СП) уже обращала внимание на благодушие дирекции КЗС, которая, по мнению инспекторов, необоснованно продлила действие первого контракта с «Метростроем» и увеличила его стоимость более чем на 700 млн. Однако тогда Щекачихину удалось сохранить доверие. В этот раз проверка получилась скромнее по цифрам, но жестче по результатам.

Как следует из переписки депутата Госдумы Михаила Романова с главой палаты Татьяной Голиковой, в 2017 году была проведена внешняя проверка исполнения Минстроем закона о федеральном бюджете. Для дамбы аудиторам пришлось отводить специальный раздел.

Как следует из отчета, в рамках действующего контракта с «Метростроем» предприятие Щекачихина заключило допсоглашения на общую сумму 31 млн рублей на выполнение работ, которые не были предусмотрены договорами. Не вполне дисциплинированно, по мнению аудиторов, КСЗ распорядился федеральной целевой субсидией на 2014 – 2016 годы. Часть выделенных средств, почти 5 млн рублей, потрачена на услуги по добровольному медицинскому страхованию персонала. В прошлом году Владимир Щекачихин позволил себе оценить свою же работу. Он издал приказы о выплате, в том числе себе, премии и персональной надбавки к зарплате на 2,2 млн рублей.

Вменили Владимиру Ивановичу и слишком частые, не согласованные с Минстроем, командировки. Из казны оплачивались не только перелеты (1,3 млн рублей), но и комфорт. С аэропортом Шереметьево в конце 2015 года КЗС заключил договор стоимостью 337 тысяч рублей на оказание VIP-услуг.

Как следует из ответов депутату Романову от других ведомств, по факту финансовой деятельности Комплекса защитных сооружений начата доследственная проверка. По своей линии работает также прокуратура Петербурга.

Собеседники «Фонтанки» предположили, что уход Щекачихина может помочь заинтересованным сторонам в сбросе «Метростроя». Называют даже возможных претендентов на его место. В основном это компании, выполняющие - «Би.Си.Си», «Циклон-КЗС». Упоминают даже «Трансстрой», который достраивал дамбу вместе с «Метростроем», но это больше похоже на анекдот. Структуры холдинга заняты в основном тем, чтобы не попасть в после расторжения контрактов по стадиону на Крестовском и депо «Южное».

Александр Ермаков,
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

Аудиторы Счетной палаты, проверяя деятельность Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга, обнаружили масштабные растраты, совершенные его директором Владимиром Щекачихиным . Субсидии, выделяемые государством на содержание КСЗ, он тратил на дорогостоящие командировки, а также на внушительные премии и надбавки для себя и коллег. Сейчас деятельность управленца проверяет прокуратура.

«Десант» на дамбе


Финский залив и Невскую губу разделяет огромное искусственное сооружение - 22-километровая дамба, растянутая поперёк залива от Бронки до Сестрорецка, через остров, на котором стоит Кронштадт. По всей протяжённости идет шоссе - часть Кольцевой автодороги. Работоспособность комплекса обеспечивают десятки гидротехнических сооружений. Корабли проходят через двое огромных ворот, которые закрываются во время наводнений.


Гладкий остров, остров Дамба Гребёнка и внутригородская платная автомагистраль ЗСД (Западный скоростной диаметр)


За всё это хозяйство отвечает 64-летний госслужащий Владимир Щекачихин. Местные СМИ называют его главным защитником Петербурга от наводнений. Официальное название его владений - Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. А жители называют комплекс дамбой.

Несколько недель назад на дамбу высадился «десант» из аудиторов федеральной Счётной палаты. Они затребовали финансовые документы по госконтрактам, по оплате труда и расходам на командировки. После их изучения у Палаты возникли серьёзные претензии к руководству федерального казённого предприятия (ФКП) «Дирекция КЗС».

«В 2016 году руководитель Дирекции комплекса защитных сооружений неправомерно выписал и начислил, в том числе самому себе, премии и надбавки на сумму 2,28 млн рублей. Тогда как по закону только работодатель вправе принимать решения о премировании», - рассказал «Лайфу» источник в палате.

Работодателем Щекачихина выступает Министерство строительства [министр - Михаил Мень , прим. «Руспрес»]. Минстрой также решает, кого, куда и за какие деньги отправлять в командировку. Однако Щекачихин по собственной инициативе летал в командировки и, похоже, ни в чём себе не отказывал.

По закону госслужащих направляют в командировки на основании письменного решения работодателя для выполнения служебного поручения, - сообщил источник. - Щекачихин же в отсутствие соответствующего разрешения Минстроя неоднократно в 2016 году выезжал в командировки на территорию Российской Федерации. Это привело к неправомерному расходованию субсидии из федерального бюджета на содержание ФКП на сумму 1,3 млн рублей.

Более того, говорит источник, летать Щекачихин предпочитал с комфортом. Для себя и других неназванных сотрудников он заключил договор о комплексном обслуживании в VIP-зонах Шереметьево .

В прошлом году руководитель ФКП заключил договор с АО «В.И.П.-Интернешнл», по которому ему предоставили услуги VIP-залов в
терминалах F, E и D аэропорта Шереметьево, - говорит источник. - Это удовольствие обошлось бюджету в 337 тыс рублей.
При этом объективных причин для больших премий вроде бы нет. По сравнению с прошлыми годами, фирма показала относительно невысокую прибыль в четыре миллиона. В прежние годы, согласно СПАРК, она составляла 12–18 млн рублей. К тому же к работе предприятия есть серьёзные претензии и у других ведомств. Источник «Городского портала» в Ространснадзоре сообщил о результатах недавней ревизии. Инспекторы обнаружили, что автодорога, проходящая по контуру дамбы, содержится в плохом состоянии, что даже угрожает жизни автомобилистов.

На проезжей части грязь, мусор и иные посторонние предметы, создающие аварийную ситуацию, - поделился источник в Ространснадзоре. - Водоотвод нарушен, трубы засорены.

Под надзором прокуратуры


Сложив расходы на шикарные командировки, VIP-залы и прочее, Счётная палата насчитала 3,9 млн рублей нарушений. Аудиторы составили отчёт по проверке и направили его в питерскую прокуратуру, чтобы та проверила их доводы. Эта сумма потенциально может превратиться в ущерб бюджету, если прокуроры подтвердят претензии палаты.

По некоторым данным, прокуроры особенно заинтересовались банковскими счетами предприятия. А точнее - тем, как дирекция распорядилась федеральными субсидиями.

В прошлом году федеральный бюджет выделил дирекции субсидию в 347,5 млн рублей. Вместо того чтобы пустить деньги на текущую деятельность, руководители Дирекции КЗС частями переводили субсидию на депозит в банке и получали проценты.

В результате на счёте КЗС образовался остаток субсидии в размере 1,8 млн рублей, - добавил источник. - Тогда как Бюджетный кодекс запрещает размещать бюджетные деньги на банковских депозитах и получать с них доход [в виде процентов].

Если прокуратура в свою очередь согласится с доводами Счётной палаты и найдёт там нечто большее, чем административные правонарушения, речь может идти о передаче бумаг дальше - в Следственный комитет или МВД.

Представители КЗС не комментируют ситуацию, ссылаясь на то, что проверка ещё не закончена, поэтому сообщать что-либо пока преждевременно.



Судопропускное сооружение С-1 - часть комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, предназначенная для пропуска судов водоизмещением до 100 тыс тонн


Эксперты требуют разобраться

Член палаты налоговых консультантов эксперт по трудовому праву Валентина Яковлева уверена, что за самовольные премии руководству грозят в лучшем случае штрафы, в худшем - увольнение. А у предприятия могут возникнуть проблемы с налоговой.

Выплату премии директору по его же приказу могут признать несоответствующей трудовому законодательству. В таком случае налоговая может оспорить уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму премии, а учредители - потребовать от директора полного возмещения ущерба, - рассказала Яковлева. - Плюс они же могут его и уволить.

А подобная схема «прокручивания» бюджетных средств на банковских депозитах может закончиться уголовными делами для руководства, считает член Национального антикоррупционного комитета, бывший следователь по особо важным делам Павел Зайцев.

В выплате таких премий можно усмотреть признаки хищения с использованием служебного положения, - говорит Зайцев. - А если эти деньги были потрачены на другие цели, можно усмотреть признаки нецелевого расходования денежных средств, статья 285.1 УК РФ.

Силовикам, уверен Зайцев, следует разобраться, не искажена ли сумма дохода по процентам. Вдруг часть процентных доходов от депозитов кто-то положил в карман?

Кроме того, не исключено, что эти премии как раз были выплачены из денег, полученных с доходов по процентам, - говорит Зайцев.

Теперь всё это будет изучать городская прокуратура. Тем более что надзорному ведомству не впервой навещать Дирекцию КЗС. В 2014-м Кронштадтская прокуратура выписала ей административные штрафы за нарушение природоохранного законодательства. КЗС сбрасывал сточные воды в количествах, превышающих допустимую концентрацию.

Да и Счётная палата не впервые приходит в дирекцию. В 2015-м аудиторы выявили, что с 2003 года Дирекция КЗС не соблюдала требования закона касательно составления бюджетной отчётности. Ревизоры тогда даже не смогли подсчитать точную прибыль предприятия, потому что Минстрой не утверждал ему смету расходов и доходов.

Госслужащий не платит государству


Владимир Щекачихин возглавляет комплекс с 2006 года. Тогдашний премьер-министр Михаил Фрадков назначил его на должность директора комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга. И, хотя учреждение за эти годы сменило несколько названий, Щекачихин остаётся его бессменным директором уже больше десяти лет. За это время он получил звание заслуженного строителя России и нагрудный знак.

Согласно официальному отчёту о доходах , в прошлом году Щекачихин заработал 3,8 млн рублей (что составляет около 320 тыс в месяц). Не исключено, что часть дохода состоит из отчислений за патент. По информации из открытых источников, Щекачихин выступает соавтором патента на батопрот. Это плавучий гидротехнический затвор, обычно служащий для запирания входа в док.

Щекачихина, судя по декларации, окружает высокий уровень комфорта в быту. Он живёт в квартире площадью 160 квадратов, в собственности у него вторая квартирка поменьше - 80 кв.м в Выборгском районе. Ездит он на «директорском» удлинённом седане Audi A8L и на джипе Toyota Land Cruiser.

Налоги на имущество Владимир Иванович платит крайне неохотно. Архив мировых судов Санкт-Петербурга подсказывает: за пять лет налоговики пять раз подавали на Щекачихина в суд. Например, в 2012-м государство в лице налоговой инспекции требовало от своего служащего заплатить транспортный налог на мощный автомобиль. Годом раньше у директора образовалась задолженность по другому типу имущественного налога.

Как сообщало ранее агентство «Руспрес» , строительство знаменитой петербургской дамбы также сопровождалось многочисленными финансовыми нарушениями. За те пять лет, в течение которых работами руководила команда бывшего хозяина петербургского «Промстройбанка» и банка «Санкт-Петербург», а позже - главы департамента Министерства регионального развития Владимира Когана, стоимость проекта выросла без малого вдвое, с 55 до 109 млрд рублей. Считается, что именно Коган лоббировал назначение Владимира Щекачихина на нынешнюю должность.



Беременность и роды