Федеральные округа и их состав таблица. Сколько в России федеральных округов и для чего они предназначены? Характеристика федеральных округов: Центральный ФО

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Для эффективного участия в тендерах (госзакупках) необходимо сузить круг поиска информации о проводимых торгах до определенного региона или области.

Для чего это нужно сделать? Во-первых , в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru ) представлена информация о проводимых торгах по всем субъектам РФ и отслеживать появление новых данных по всем регионам — трудоёмкое и бесполезное занятие; во-вторых , нужно учитывать свои возможности (возможности компании) по исполнению договорных обязательств в случае вашей победы. Предположим, ваша компания находится в Москве, а Заказчик в Сахалинской области, сами понимаете, что это дополнительные расходы на транспортировку, командировочные расходы и т.д. В-третьих , сами Заказчики довольно скептически настроены к участникам закупок (поставщикам) из других регионов и делают все возможное, чтобы контракт достался «своим». Поэтому нужно четко для себя определить, где вы будете участвовать и не распылять понапрасну свои силы и время на обработку всей остальной информации.

Ниже я привел данные о федеральных округах и входящих в их состав субъектах РФ. Надеюсь, эта информация будет вам полезна, т.к. это является основным навигационным инструментом для поиска информации в единой информационной системе (ЕИС).

I. Центральный федеральный округ (административный центр – г. Москва)

1. Белгородская область

2. Брянская область

3. Владимирская область

4. Воронежская область

5. Ивановская область

6. Калужская область

7. Костромская область

8. Курская область

9. Липецкая область

10. Московская область

11. Орловская область

12. Рязанская область

13. Смоленская область

14. Тамбовская область

15. Тверская область

16. Тульская область

17. Ярославская область

18. Город федерального значения Москва

II. Южный федеральный округ (административный центр – г. Ростов-на-Дону)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Адыгея

2. Республика Калмыкия

3. Краснодарский край

4. Астраханская область

5. Волгоградская область

6. Ростовская область

III. Северо-Западный федеральный округ (административный центр – г. Санкт-Петербург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Карелия

2. Республика Коми

3. Архангельская область

4. Вологодская область

5. Калининградская область

6. Ленинградская область

7. Мурманская область

8. Новгородская область

9. Псковская область

10. Город федерального значения Санкт-Петербург

11. Ненецкий автономный округ

IV. Дальневосточный федеральный округ (административный центр – г. Хабаровск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Саха (Якутия)

2. Камчатский край

3. Приморский край

4. Хабаровский край

5. Амурская область

6. Магаданская область

7. Сахалинская область

8. Еврейская автономная область

9. Чукотский автономный округ

V. Сибирский федеральный округ (административный центр – г. Новосибирск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Алтай

2. Республика Бурятия

3. Республика Тыва

4. Республика Хакасия

5. Алтайский край

6. Забайкальский край

7. Красноярский край

8. Иркутская область

9. Кемеровская область

10. Новосибирская область

11. Омская область

12. Томская область

VI. Уральский федеральный округ (административный центр – г. Екатеринбург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Курганская область

2. Свердловская область

3. Тюменская область

4. Челябинская область

5. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

6. Ямало-Ненецкий автономный округ

VII. Приволжский федеральный округ (административный центр – г. Нижний Новгород)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Башкортостан

2. Республика Марий Эл

3. Республика Мордовия

4. Республика Татарстан

5. Удмуртская Республика

6. Чувашская Республика

7. Кировская область

8. Нижегородская область

9. Оренбургская область

10. Пензенская область

11. Пермский край

12. Самарская область

13. Саратовская область

14. Ульяновская область

VIII. Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр – г. Пятигорск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Дагестан

2. Республика Ингушетия

3. Кабардино-Балкарская Республика

4. Карачаево-Черкесская Республика

5. Республика Северная Осетия - Алания

6. Чеченская Республика

7. Ставропольский край

IX. Крымский федеральный округ (административный центр – г. Симферополь)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Крым

2. Город федерального значения Севастополь


Численность населения федеральных округов России 2017 Представлена таблица населения федеральных округов России на 1 января 2017 года и на 1 января 2016 года год согласно данным Росстата от 31.07.2017 о численности населения Российской Федерации по муниципальным образованиям.
Центральный федеральный округ - крупнейший федеральный округ России. Численность населения Центрального федерального округа на 2017 год составляет 39 209 582 чел. Далее Приволжский федеральный округ с населением 29 636 574 человек. Численность населения Сибирского федерального округа составляет 19 326 196 человек.
Список федеральных округов России упорядоченный по убыванию численности населения.

Население по федеральным округам на 01.01.2017 и на 01.01.2016 с данными общего, естественного и миграционного приростов.

Субъект России На 1 января 2017 На 1 января 2016 общий прирост естественный миграционный
Российская Федерация 146 804 372 146 544 710 259 662 - 2 286 261 948
1 Центральный ФО 39 209 582 39 104 319 105 263 - 71 020 176 283
2 Приволжский ФО 29 636 574 29 673 644 - 37 070 - 22 713 - 14 357
3 Сибирский ФО 19 326 196 19 324 031 2 165 14 755 - 12 590
4 Южный ФО 16 428 458 16 367 949 60 509 - 18 767 79 276
5 Северо-Западный ФО 13 899 310 13 853 694 45 616 - 10 606 56 222
6 Уральский ФО 12 345 803 12 308 103 37 700 22 428 15 272
7 Северо-Кавказский ФО 9 775 770 9 718 001 57 769 78 560 - 20 791
8 Дальневосточный ФО 6 182 679 6 194 969 - 12 290 5 077 - 17 367

Всего в России 8 федеральных округов: Центральный, Приволжский, Сибирский, Южный, Северо-Западный, Уральский, Северо-Кавказский и Дальневосточный. С 2014 по 2016 существовал Крымский Федеральный Округ, затем он был включен в состав Южного Федерального Округа.

По федеральным округам наибольший прирост населения за 2016 год (на 1 января 2017 года) наблюдается в Центральном федеральным округе – на 105 263 человек. Далее Южный федеральный округ с ростом на 60 509 человек и Северо-Кавказский федеральный округ с ростом на 57 769 человек.

Наибольшая убыль зафиксирована в Приволжском федеральном округе на 37 070 человек. Также убыль по итогам 2016 года зафиксирована в Дальневосточном федеральном округе на 12 290 человек.

Самый большой естественный прирост населения зафиксирован в Северо-Кавказском федеральном округе на 78 560 человек.
Самая большая естественная убыль населения зафиксирована в Центральном федеральным округе на 71 020 человек.
При этом в Центральном ФО самая большая абсолютная убыль и самый большой миграционный прирост.

Население по федеральным округам на 01.01.2016 (предварительная оценка) и в среднем за 2015 год

Федеральный округ

Население на 1 января 2016 года Население в среднем за 2015 год
Все Городское Сельское Все Городское Сельское
Российская Федеpация 146 519 759 108 633 610 37 886 149 146 393 524 108 457 915 37 935 609
Центральный ФО 39 091 231 32 042 623 7 048 608 39 021 356 31 961 536 7 059 820
Приволжский ФО 29 668 736 21 237 193 8 431 543 29 692 093 21 234 483 8 457 610
Сибирский ФО 19 320 640 14 073 712 5 246 928 19 316 404 14 055 034 5 261 370
Южный ФО 14 042 858 8 838 590 5 204 268 14 023 344 8 820 291 5 203 053
Северо-Западный ФО 13 850 809 11 653 505 2 197 304 13 847 183 11 646 460 2 200 723
Уральский ФО 12 306 147 9 977 268 2 328 879 12 291 001 9 955 561 2 335 440
Северо-Кавказский ФО 9 717 500 4 771 541 4 945 959 9 688 272 4 757 018 4 931 254
Дальневосточный ФО 6 194 529 4 681 418 1 513 111 6 202 775 4 683 272 1 519 503
Крымский ФО 2 327 309 1 357 760 969 549 2 311 098 1 344 261 966 837

За последние двадцать пять лет наша страна пережила массу потрясений, непосредственно сказавшихся на ее дальнейшем будущем. Первое из них - это крушение СССР, которое означало слом всей системы государственного управления, затем формирование новой страны - Российской Федерации.

Административная проблема

Россия всегда была огромным территориальным образованием, эффективное управление которым представляет определенные трудности. Российская империя держалась за счет самодержавной власти императора, который с аппаратом бюрократии контролировал даже мельчайшие процессы, именно с огромным масштабом страны связаны довольно частые реформы управления регионами. Первый раз это произошло в правление Петра Великого, который разделил всю территорию страны на губернии во главе с губернаторами, при этом главы регионов также были подотчетны особым коллегиям, таким образом царь пытался ввести трехстепенную систему управления государством. Однако некоторые области были по территории равны некоторым европейским странам, поэтому было дополнительно произведено разделение на большее количество губерний. В целом реформа в некой степени упорядочила управление, и центр получил возможность более оперативного контроля над отдаленными регионами. Однако все еще не было четкого соподчинения.

Исторический опыт

Исправляя ситуацию, императрица проводит новую реформу. В 1775 году последовал указ о разделении России на 51 губернию, которые, в свою очередь, делились на уезды. Во главе, как и раньше, находился губернатор, а вот далее были произведены значительные изменения. Для контроля вводится пост генерал-губернатора, который под своим началом объединял несколько областей, всего с 1775-го по 1917-й было создано 20 генерал-губернаторств и особая административно-территориальная единица - Кавказское наместничество. Как видим, такая система очень напоминает федеральные округа Росси, состав которых также неоднократно изменялся. Правительство Екатерины II сделало это с целью усилить надзор над местными властями, поставить под контроль действия губернаторов и снизить вероятность народных выступлений и недовольства. Действительно, это позволило в значительной мере повысить эффективность административно-бюрократического аппарата.

Революция 1917 года внесла свои коррективы в управление страной. Большевики первоначально дали окраинам и отдаленным территориям значительную власть. Что впоследствии привело даже к свержению советской власти в некоторых регионах. Осознав свою ошибку, СНК быстро стал менять тактику и стратегию управленческого устройства. При формировании СССР были заявлены федералистские принципы организации государства, но на самом деле всю власть контролировали партийные чиновники, и если провести аналогию с Российской империей, то станет ясно, что суть не поменялась. А изменилось только название. Так, вместо губернаторов и прочих областных администраторов вводились разного уровня партийные секретари, которые поддерживали железную дисциплину во вверенных им «вотчинах». Степень централизации в советский период достигла своего апогея и по своему уровню была гораздо выше имперской.

Сколько в России федеральных округов?

Крах СССР и последующий «парад суверенитетов» поставил РФ практически на грань распада. Многие части государства вводили свое законодательство, которое шло вразрез с федеральным, управляемость регионов из столицы была практически нулевой. В этой ситуации президент РФ В. В. Путин решил возродить межрегиональное управление с четкой и жесткой схемой соподчинения. В мае 2000 года последовал указ президента «О федеральных округах». Всего было создано 7 единиц. Вот сколько в России федеральных округов было первоначально. Границы были взяты по аналогии с делением управлений Генеральной прокуратуры РФ. Начинает выстраиваться четкая трехуровневая система административного контроля. Количество федеральных округов в России изменялось не единожды, это было связано и с политическими событиями, и с географическим удобством. этих изменений представлена широким спектром федеральных законов. Назначение на должность в федеральном округе производит глава государства.

Политические причины изменений и нормативная база

А сколько в России федеральных округов на данный момент, учитывая последние трансформации (в частности из состава был выделен Северо-Кавказский ФО)? В марте 2014 года в связи с политическим событиями в Украине и референдумом в Крыму был образован еще один ФО. Таким образом, можно сказать, что всего насчитывается 9 федеральных округов, отвечая на вопрос о том, сколько в России федеральных округов. Создание такой системы власти позволило укрепить контроль федерального центра над регионами, не нарушая основных принципов асимметричной федерации, коей РФ является по Конституции. Законодательная база субъектов России была приведена в полное соответствие с федеральным правом. Федеральные округа России на карте страны выделены разным цветом, что позволяет быстро разобраться, где какой округ, и какие регионы входят в данную административно-территориальную единицу.

Окончательная картина административно-территориального устройства РФ

Мы уже разобрались с количеством ФО, а теперь разберемся, какие федеральные округа в России существуют. И вот как это выглядит:

  • Центральный ФО (г. Москва).
  • Северо-Западный ФО (г. Санкт-Петербург).
  • Южный ФО (г. Ростов-на-Дону).
  • Северо-Кавказский ФО (г. Пятигорск).
  • Дальневосточный ФО (г. Хабаровск).
  • Сибирский ФО (г. Новосибирск).
  • Уральский ФО (г. Екатеринбург).
  • Приволжский ФО (г. Нижний Новгород).
  • Крымский ФО (г. Симферополь).

Все эти подразделения подчиняются полномочному представителю который, в свою очередь, напрямую подчинен президенту РФ. В сферу его компетенции входят надзорно-контрольные функции, для чего был создан аппарат, состоящий в разных округах из варьируемых по численности управлений. На сегодня можно сказать, что федеральные округа России (состав этих единиц) соответствуют заявленным властью потребностям.

В ряде государств федеральный округ - это административно-территориальная единица, и на ее территории размещается столица федерации. В Аргентине, к примеру, эта территориальная единица называется федеральным столичным округом, в Австралии - столичной территорией. Округ может наравне с другими субъектами входить в федерацию, а может быть ее частью.

Федеральные округа России

В 2000 году в РФ было образовано 7 федеральных округов (в скобках указаны города-центры), а позже образовалось еще два:

  1. Центральный (Москва).
  2. Северо-Западный (Санкт-Петербург).
  3. Приволжский федеральный округ (Нижний Новгород).
  4. Уральский (Екатеринбург).
  5. Северо-Кавказский (округ Пятигорск).
  6. Дальневосточный (Хабаровск).
  7. Сибирский федеральный округ (Новосибирск).
  8. Крымский (Симферополь).
  9. Южный федеральный округ (Ростов-на-Дону).

Во главе каждого из них находится представитель Президента РФ. Стоит отметить, что округ не затрагивает конституционное территориальное деление страны и является инструментом укрепления вертикали власти. 7 округов были созданы указом Президента В. В. Путина №849 от 13 мая 2000 года, позже добавились еще два. Вообще, количество и состав ФО может меняться по причине географического удобства, политических изменений. Округ является настолько удобным для власти, насколько это возможно. Однако нельзя утверждать, что он таким останется в будущем.

По сути, округ представляет собой макрорегион, который создан по аналогии с военными округом или экономическим районом. В каждом из них есть определенный город-центр - в нем располагается представитель президента и его аппарат контролирующих и руководящих органов.

Практически все ФО состоят из краев и областей. Исключением является только Северо-Кавказский округ, в состав которого входят национальные республики. Кстати, именно здесь город-центр (округ Пятигорск) не является административным центром или городом.

Необходимость

Развитие экономики России очень тесно связано с историческими, природными и региональными особенности этой страны. Здесь огромнейшая территория и большие запасы природных ресурсов, большинство из которых могут оставаться до сих пор неизведанными. Следовательно, роль централизованного управления власти всегда была высокой. Кроме границ и центра, также необходимо иметь ячейки для управления на всем пространстве страны. Учитывая очень большое количество регионов, а также их стремление к расширению суверенитета, что ослабляет власть, было принято решение создать отдельные центры управления регионами, которые руководились бы непосредственно Москвой.

Произвол регионов

Государство - это не только географическое пространство с четко определенными границами, где работают и живут граждане. Прежде всего, это законы, дисциплина и порядок. Недопустимо, когда принятые в регионах правовые акты противоречат основному закону страны, а конституции республик вообще расходятся с ним, между областями и краями устанавливаются пограничные столбы, торговые барьеры. Это может повлечь за собой серьезные последствия. Конечно, необходимо было предпринять какие-либо действия, ведь следить за 89 регионами из столицы было невозможно. Особенно подобное решение выглядит актуальным, поскольку некоторые регионы вообще вводили свои постановления и распоряжения, которые могли противоречить не просто федеральным законам, но и Конституции. Следовательно, после распада СССР в России практически не существовало эффективных инструментов для управления отдаленными регионами. Управляемость была близкой к нулевой.

Также стоит учитывать межэтнические конфликты и агрессивные планы зарубежья по дроблению и разрыву экономических связей между отдаленными регионами и центральными. В результате назрел вопрос о создании новой формы государственного управления на федеральном уровне. Так в крупных административно-территориальных образованиях (в федеральных округах) появились полномочные представители государственной власти, что не противоречит Конституции.

Из истории

Управлять огромной территорией России всегда было сложно. Даже при Российской Империи у императора наблюдались проблемы с контролем процессов, происходящих в государстве. В результате были предприняты попытки проведения реформ. Так, уже при Петре Великом страна была поделена на губернии, в каждой из которых находился губернатор. Но и тогда некоторые области по площади превосходили многие европейские государства, поэтому даже введением нового звена управления удерживать власть было сложно. Потребовалось разделение на более мелкие губернии, что в итоге дало возможность центру оперативно и эффективно управлять даже отдаленными регионами. Но даже тогда не существовало четкой структуры подчинения.

Нынешнее деление России на федеральные округа - это всего лишь один из этапов истории, когда власть пытается создать удобное управление регионами путем введения своих непосредственных представителей в крупных городах-центрах. И ничего принципиально нового в этом нет.

Современность

13 мая 2000 года был издан Указ Президента Путина "О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе". Это позволило повысить эффективность работы органов государственной власти.

Федеральные округа Российской Федерации имеют чрезвычайно важное государственное значение. Они предназначаются для решения общенациональных задач, а также "цементируют" экономическое и политическое пространство. Они представляют собой базовые структуры, на которые опираются федеральные центры при взаимоотношениях с территориями. Итак, теперь мы понимаем, что это - федеральная округа.

Функции представителя

Стоит отметить, что никаких конституционных полномочий для представителя Президента в ФО не предусмотрено. Он является просто работником администрации Президента и его представителем. Вне зависимости от того, какой федеральный округ представляет тот или иной представитель, его функции следующие:

  1. Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти (в пределах своего округа).
  2. Сотрудничества с межрегиональными ассоциациями и разработка программ экономического и социального развития регионов.
  3. Организация эффективного взаимодействия органов исполнительной власти с представителями местного самоуправления, общественными и религиозными группами, политическими партиями и органами государственной власти.
  4. Участие в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  5. Слежение за исполнением законов, распоряжений и указов Президента, постановлений Правительства, реализацией федеральных программ.

Естественно, все эти функции возлагаются на представителя, который может действовать только в территориальных рамках округа. То есть представитель Центрального федерального округа может лишь сотрудничать с представителем другого округа, однако принимать непосредственное участие в жизни его региона он не может.

Часто имеют место противоречия между регионами и центром, однако благодаря делению страны на округа острота этих противоречий существенно снизилась.

Что это - федеральные округа простыми словами?

Если очень сильно обобщить, то страну поделили на 9 больших кусков с целью обеспечить более удобное и эффективное управление регионов. Каждый "кусок" является федеральным округом, который имеет свой центр (крупный город). В этом городе есть представитель Президента со своей структурой, задача которого заключается в том, чтобы следить за выполнением указов Президента и распоряжениями Правительства. В теории это обеспечивает более эффективное выполнение регионами указов Москвы, а также способствует росту социального и экономического развития, хотя ощутить на себе работу нового аппарата каждый отдельный житель вряд ли способен.

Недостатки

Некоторые эксперты считают, что деление на ФО - это способ сделать Президента более доступным для граждан. И хотя для этого потребовалось введение дополнительного звена, это немного помогло, так как в регионах представителя Президента ранее не было.

С другой стороны, подобное нововведение требует дополнительных государственных расходов, так как на содержание представителей в округах и их аппаратов требуется финансирование. Также важным маркером является тот факт, что результаты деления страны на регионы не сильно афишируются, из-за чего многим гражданам до сих пор непонятно, для чего подобное деление было осуществлено. Также это наталкивает на определенные мысли по поводу неэффективности внедрения подобной идеи.

В заключение

Все же, большинство экспертов утверждает, что существующая сегодня система трехуровневого контроля является достаточно эффективной. Благодаря ей центр получил возможность управления отдаленными регионами, чего ранее не было. Сегодня в РФ существует 9 ФО, хотя совсем недавно их было 7. Так что нельзя предположить на будущее, что их количество вновь не будет изменено, а их состав пересмотрен. Все существующие 9 подразделений подчиняются представителю президента и на данный момент такая система управления полностью устраивает власть.

Федеральные округа, представляющие собой в РФ по сути разновидность так называемых специальных округов, довольно хорошо известны в мировой практике федеративных государств. 5 Целью создания специальных округов является обеспечение эффективного управления в той или иной отрасли и решения задач, которые либо совсем не входят в компетенцию органов государственной власти субъектов Федерации, либо должны решаться на межрегиональном уровне. При этом органы и отдельные должностные лица в специальных округах обычно реализуют технико-исполнительные функции.

Цель и нормативно-правовые основы создания федеральных округов в современной России.

Полномочие Президента РФ по назначению и освобождению от должности его полномочных представителей закреплено в Конституции РФ 1993 г. (п. "к" ст. 83). Указанное конституционное положение закладывает фундамент для назначения Президентом вообще любых своих представителей, причем глава государства активно пользуется данным полномочием. На практике Президент назначает представителей в иные органы государственной власти (Государственную Думу, Совет Федерации, Конституционный Суд и пр.), специальных представителей по какой-либо проблеме (например, для переговоров с Европейским союзом по Калининградской области) и полномочных представителей в федеральные округа.

Федеральные округа образованы в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе". В данном Указе не названы причины, побудившие реорганизовать всю систему представителей Президента на местах (раньше полномочные представители Президента назначались в субъекты РФ) и создать федеральные округа, а содержится стандартная фраза: "В целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений..." Вместе с тем многие из этих причин, вытекающих из указанной цели, вполне очевидны:

1. В частности, за пределами столицы, в ряде случаев на весьма отдаленном от нее расстоянии, имеются объекты, находящиеся в федеральной собственности. Нельзя сказать, чтобы они были бесхозными, но в лучшем случае ими управляли отдельные ведомства. Однако известно, что ведомственный интерес далеко не всегда совпадает с общегосударственным.

2. Помимо этого на рубеже XX-XXI столетий обострилась проблема приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством по вопросам совместного ведения России и субъектов РФ. Однако во многих случаях противоречия коренятся не столько в принципиальной позиции органов государственной власти субъектов РФ, сколько в недостаточной экспертной проработке проектов законодательных актов, в отсутствии возможности провести консультации с соответствующими федеральными органами власти еще на стадии подготовки законопроектов.

Понятие федерального округа. В России федеральный округ представляет собой территорию, охватывающую площадь нескольких субъектов РФ, в рамках которой действует полномочный представитель Президента РФ. Всего на территории РФ образовано семь федеральных округов.

При этом федеральные округа не представляют собой административных единиц, но только дают территориальную "привязку" для деятельности полномочных представителей. Фактически Указ от 13 мая 2000 г. лишь расширил территориальные границы функционирования каждого из полномочных представителей Президента РФ: до принятия Указа полномочный представитель действовал в пределах одного субъекта РФ, в результате же принятия Указа пределы расширились до нескольких субъектов Федерации.

Полномочные представители являются должностными лицами, обеспечивающими исполнение Президентом РФ своих конституционных полномочий, а помимо такой обеспечивающей деятельности каких-либо самостоятельных полномочий представители не имеют. Функции полномочных представителей в федеральных округах. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. (раздел II) следующим образом определяет основные задачи полномочного представителя: организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ; представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

В целом функции, которыми наделен, согласно Указу, полномочный представитель, соответствуют поставленным в том же указе перед таким представителем главным задачам его деятельности. Вместе с тем некоторые функции выходят за рамки наблюдения и контроля. Так, полномочный представитель вправе и даже обязан организовывать взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями; разрабатывать совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа.

Следует отметить, что все полномочные представители приняли участие в мероприятиях по анализу законодательства субъектов РФ на предмет обнаружения противоречий с федеральным законодательством, с тем, чтобы в дальнейшем законодательство субъектов РФ было приведено в соответствие с федеральным законодательством.

В то же время некоторые полномочные представители в своих действиях иногда выходили за рамки, установленные Указом от 13 мая 2000 г. Так, в отдельных случаях полномочные представители открыто высказывались в поддержку того или иного кандидата на выборах в органы государственной власти в субъектах РФ. При этом в настоящее время должности полномочных представителей Президента РФ рассматриваются как важные политические посты.

Название округа

Площадь (км²)

Население (на 01.01.2009)

Субъектов РФ

Административный центр

Центральный федеральный округ

Южный федеральный округ

Ростов-на-Дону

Северо-Западный федеральный округ

Санкт-Петербург

Дальневосточный федеральный округ

Хабаровск

Сибирский федеральный округ

Новосибирск

Уральский федеральный округ

Екатеринбург

Приволжский федеральный округ

Нижний Новгород

Северо-Кавказский федеральный округ

Пятигорск




Особенности жизни