Из стенограммы первого заседания конференции глав правительств. Задания части с из стенограммы первого заседания конференции глав

«Все очевидней становится объединение партизанских сил, слияние мелких групп с крупными, централизация и активизация руководства, вследствие чего усилилась деятельность партизан, а именно: стало возможно для определенных мероприятий сосредоточить крупные силы и организовать направление главного удара, причем в случае необходимости по единому приказу могут выступить все партизанские отряды сразу, насчитывающие в данное время ровно 51 тыс. человек.

Впервые проведена операция небывалых размеров по срыву немецкого подвоза путем планомерного и внезапного нарушения железнодорожного сообщения – 6684 взрыва за первые две ночи. После этой первой сравнительно успешно проведенной операции следует, несомненно, ожидать повторения операции с использованием почерпнутых при этом партизанами уроков. …Выступление сразу всех партизанских сил еще раз свидетельствует о наличии единого военного командования, которое ставит все более крупные задачи».

С1 Укажите название партизанской операции, о которой идет речь в тексте. В ходе какого крупного сражения Великой Отечественной войны началась эта операция?

С2 Укажите не менее трех причин партизанского движения, развернувшегося в тылу немецких войск в годы Великой Отечественной войны.

С3 На основе текста и знаний по истории назовите не менее трех предпосылок повышения результативности действий партизан в августе 1943 г.

4. Из стенограммы первого заседания конференции глав правительств СССР, США и Великобритании .

«Рузвельт. …Я хочу заверить членов новой семьи – собравшихся за этим столом членов настоящей конференции – в том, что мы все собрались здесь с одной целью, с целью выиграть войну как можно скорее. …Я думаю, что это совещание будет успешным и что три нации,

объединившиеся в процессе нынешней войны, укрепят связи между собой и создадут предпосылки для тесного сотрудничества будущих поколений.

Черчилль. Это – величайшая концентрация мировых сил, которая когда-либо была в истории человечества. В наших руках решение вопроса о сокращении сроков войны, о завоевании победы, о будущей судьбе человечества…

Сталин. Приветствуя конференцию представителей трех правительств, я хотел бы сделать несколько замечаний. Я думаю, что история нас балует. Она дала нам в руки очень большие силы и очень большие возможности. Я надеюсь, что мы примем все меры к тому, чтобы… использовать ту силу и власть, которые нам вручили наши народы. А теперь давайте приступим к работе.

Рузвельт. …Переходя к более важному и более интересующему Советский Союз вопросу – операции через Канал <Ла-Манш>, я хочу сказать, что мы составляли наши планы в течение последних полутора лет, но из-за недостатка тоннажа мы не смогли определить срока этой


операции. Мы не только хотим пересечь Канал, но и преследовать противника в глубь территории. Английский Канал – это такая неприятная полоска воды, которая исключает возможность начать экспедицию через Канал до 1 мая… Во всех десантных операциях речь идет о специальных судах. Если мы будем проводить крупные десантные операции в Средиземном море, то экспедицию через Канал, возможно, придется отложить на 2 или 3 месяца. Поэтому мы хотели бы получить совет от наших советских коллег в этом вопросе… Но мы не хотим откладывать дату вторжения через Канал дальше мая или июня месяцев.

…Мы очень хотели бы помочь Советскому Союзу и оттянуть часть германских войск с советского фронта. Мы хотели бы получить от наших советских друзей совет о том, каким образом мы могли бы лучше всего

облегчить их положение».

С1 Назовите год и место проведения данной конференции. В ходе какой войны она проводилась?

С2 На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех основных вопросов, обсуждавшихся на конференции.

С3 Какие причины задержки намечаемой операции через Ла-Манш упомянул в своем выступлении Ф. Рузвельт? Какие причины можете дополнительно указать вы? Укажите всего не менее трех причин.

1. Ниже приведены две точки зрения на роль И.В. Сталина в победе советского народа над фашизмом:

1. Только с таким лидером, как Сталин, страна могла выиграть войну, его действия перед войной и во время нее внесли огромный вклад в победу.

2. Преступные ошибки Сталина перед войной и в ходе ее привели к большим потерям, и только мужество и готовность к самопожертвованию советских людей спасли страну от поражения.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

«Уроки истории в 6 классе» - Организационный момент. Подведение итогов. Изучение нового материала. Дидактические задачи: Самоанализ урока истории в 6 классе. Закрепление материала. Тема урока «Нашествие с Востока». Учитель истории: Царегородцева Татьяна Ивановна. Результаты психологического мониторинга «Личность» учащихся 6 класса.

«Использование ИКТ на уроках истории» - И.К.Т. Помочь учителю в: Дает возможность более углубленного изучения предмета. Получить информацию о любой культуре (богатый иллюстративный материал). Использование И.К.Т. на уроках истории и обществознания. Велико значение использование возможностей Интернета при подготовке и на уроках истории. Можно найти любую карту Древнего мира.

«История в школе» - С какой точкой зрения - с первой или второй - Вы согласны? Ожидания общества. Должны ли в учебнике присутствовать разные точки зрения в оценки отдельных личностей и событий? Наиболее важные критерии для учебников истории и обществознания для старшей школы. Когда Вы учились в школе, Вам нравилась или не нравилась история как учебный предмет?

«Экономическая история» - ЛЕКЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Лектор: ст.пр. XVIIIв. – начальный этап зарождения эк. истории как науки. Экономическое развитие Древнего Египта. Развитие экономики Древней Греции. Экономическое развитие Двуречья (Междуречья). Предмет эк. истории - хозяйственная жизнь различных стран в различные исторические эпохи.

«Генеалогия» - Поколение - это одновременно живущие люди близкого возраста. Родословная- это ряд поколений, происходящих от одного предка. Повсеместно велись «Родословные книги». Если проследить историю какой-либо семьи, то можно составить родословную. Мама. Родословная князей Рюриковичей. Дедушка. Если отобразить поколения семьи снизу вверх, то получится Генеалогическое дерево.

«Технологии преподавания истории» - М.Т. Студеникин. Урок изучения нового материала. «Дети всегда охотно чем-нибудь занимаются. Контрольный урок. Моё любимое дело. Библиотека учителя истории. Игровые способы проверки знаний и умений. Современные технологии преподавания истории в школе.М, Гуманитарный издательский центр. 2007г. д. Селково 2008 год.

Всего в теме 38 презентаций

ЧАСТЬ 2

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов – букв или цифр.

За полный правильный ответ на задания В2, В4, В6, В8 ставится 2 балла, за правильный неполный – 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов.

За правильный ответ на задания В1, В3, В5, В7, В9, В10, В11 ставится 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов.

задания

Ответ

ГБАВ

Меншиков

АлександрВторой

Варяг<или>крейсерВаряг

НАТО

АГБВ

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что, если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х» , а не «0». При использовании технологии «КРОК » в подобной ситуации используется знак «–», а не «Х ».

ЧАСТЬ 3

Из стенограммы первого заседания конференции глав правительств СССР, США и Великобритании.

«Рузвельт. …Я хочу заверить… собравшихся за этим столом членов настоящей конференции… в том, что мы все собрались здесь с одной целью, с целью выиграть войну как можно скорее. …Я думаю…, что три нации, объединившиеся в процессе нынешней войны, укрепят связи между собой и создадут предпосылки для тесного сотрудничества будущих поколений.

Черчилль. Это – величайшая концентрация мировых сил, которая когда-либо была в истории человечества…

Сталин. …Я надеюсь, что мы примем все меры к тому, чтобы… использовать ту силу и власть, которые нам вручили наши народы…

Рузвельт. …Переходя к более важному и более интересующему Советский Союз вопросу – операции через Канал <Ла-Манш>, я хочу сказать, что мы составляли наши планы в течение последних полутора лет, но из-за недостатка тоннажа мы не смогли определить срока этой операции… Если мы будем проводить крупные десантные операции в Средиземном море, то экспедицию через Канал, возможно, придется отложить на 2 или 3 месяца. Поэтому мы хотели бы получить совет от наших советских коллег в этом вопросе… Мы очень хотели бы помочь Советскому Союзу и оттянуть часть германских войск с советского фронта».

Назовите год и место проведения данной конференции. В ходе какой войны она проводилась?

Ответ :

    Отечественная война)

Приведены год, место проведения конференции и название войны

Назван 1 любой элемент ответа

Максимальный балл

На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех основных вопросов, обсуждавшихся на конференции.

Ответ :

Баллы

Могут быть указаны следующие вопросы, обсуждаемые на конференции:

    О координации действий войск союзников

    О сроках открытия «второго фронта»

    О месте открытия «второго фронта»

    О видах помощи со стороныСША и Великобритании СССР, несущему основную тяжесть войны с фашистской Германией

    О возможном участии СССР в войне против Японии

    О послевоенном сотрудничестве государств – членов антигитлеровской коалиции (в том числе о планах создания ООН)

    О признании союзниками новых границ СССР, установленных после 1939 г.

    - «польский вопрос»

Указаны 3 любых вопроса

Указаны 2 любых вопроса

Указан 1 любой вопрос

все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

Какие причины задержки намечаемой операции через Ла-Манш упомянул в своем выступлении Ф. Рузвельт? Какие причины можете дополнительно указать вы? Укажите всего не менее трех причин.

Ответ :

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть указаны следующие причины:

упомянутые Ф. Рузвельтом

    Недостаток специальных судов (тоннажа) для высадки

    Планируемые операции в Средиземном море

указываемые дополнительно

    Хорошо укрепленный немцами берег в зоне предполагаемой высадки, опасения союзников понести большие потери при высадке

    Сложные погодные условия в зоне Канала

    Желание союзников дождаться максимального ослабления Германии в результате наступления советских войск

    Желание Черчилля осуществить высадку на Балканах, чтобы не допустить наступающие советские войска в Европу

    Желание союзников достичь ослабления военной мощи СССР к моменту окончания войны

Указаны 3 любых причины

Указаны 2 любых причины

Указана 1 любая причина

все элементы ответа указаны неверно

Максимальный балл

Укажите не менее двух задач внешней политики России в царствование Александра II.

Приведите не менее трех примеров событий, относящихся к одной из указанных задач (обязательно указав, к какой задаче приводятся примеры).

Ответ :

2. Могут быть приведены следующие примеры:

укрепление позиций России в Европе

    Участие России в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.

Заключение Союза трех императоров (между Российской империей, Германией и Австро-Венгрией в 1873 г.)

    Начало оформления Тройственного союза (1878–1882 гг.)

Восточный вопрос во внешней политике России

    Участие России в Крымской войне (1853–1856 гг.)

    Заключение Парижского трактата (1856 г.)

    Отмена ограничительных статей Парижского трактата (на Лондонской конференции держав в 1871 г.)

    Завершение Кавказской войны

    Участие России в русско-турецкой войне (1877–1878 гг.)

    Подписание Сан-Стефанского мирного договора (1878 г.)

    Подписание Берлинского трактата (1878 г.)

закрепление России в Средней Азии

поражение в войнах с Россией

    Кокандского ханства

    Хивинского ханства

    Бухарского эмирата

усиление позиций России на Дальнем Востоке

    Заключение договора России с Японией (о «мире и дружбе» в 1855 г.)

    Заключение Пекинского договора России с Китаем (1860 г.)

    Подписание трактата России и Японии о разделе владений на Курильских островах и острове Сахалин (1875 г.)

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 2 задачи внешней политики России в царствование Александра II и приведены 3 примера событий с указанием, к какой задаче они относятся

Названы 2 задачи и 1–2 примера с указанием, к какой задаче они относятся

названы 1 задача и 2–3 примера с указанием, к какой задаче они относятся

Названы 2 задачи, примеры не указаны или не указано, к какой задаче относятся приведенные примеры

названа 1 задача, приведен 1 пример с указанием, к какой задаче он относится

Названа 1 задача, примеры не указаны или не указано, к какой задаче относятся приведенные примеры

Задачи не названы или названы неверно

Ниже приведены две из существующих точек зрения на период 1964–1982 гг.:

1. Период, когда руководителем СССР был Л.И. Брежнев, стал одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР, был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических потрясений.

2. Период 1964–1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно-политической системы в СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

Ответ :

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например :

При выборе первой точки зрения:

    Экономика СССР в 1970-е – первой половине 1980-х гг., развиваясь экстенсивно, все еще могла вовлечь в производство значительные материальные и трудовые ресурсы (строительство ряда крупных промышленных объектов, вложений в сельское хозяйство)

    Сказывались позитивные результаты экономической реформы 1965 г.

    Делались попытки нового технического оснащения промышленности

Использование природных богатств, вновь отrрытых нефтяных месторождений позволяло получать «нефтедоллары», создавало возможность обеспечения основных потребностей общества

    Существовали небольшие, но гарантированные зарплаты, пенсии, льготы, а также бесплатные образование и медицина

    Велось строительство бесплатного жилья для населения, происходило предоставление отдельных квартир для семей

В обществе господствовала официальная концепция построения «развитого социализма», при котором решен национальный вопрос, создана единая общность – советский народ

    Во внешней политике был период разрядки напряженности международных отношений, снижение остроты в «холодной войне»

При выборе второй точки зрения:

    К концу 1970-х гг. стали проявляться серьезные диспропорции в

    структуре промышленности

    Тяжелая промышленность, ВПК занимали приоритетные позиции, что обрекало на отставание все другие отрасли

    Возрастала доля ручного и малоквалифицированного труда в производстве

    В сельском хозяйстве возрастало число убыточных хозяйств, зерно и мясо закупались за границей

Усиливалась власть партийного аппарата, его контроль над всеми сферами жизни общества, преследование инакомыслящих

    Развивалось диссидентское движение

    Роль КПСС как политического ядра общества была законодательно закреплена в Конституции СССР 1977 г.

С вводом войск СССР в Афганистан в 1979 г. закончился периодразрядки напряженности международных отношений, начался новый этап гонки вооружений

Указания к оцениванию

Баллы

Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения

Приведены 2 аргумента

Приведен 1 аргумент

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1598 г. Земским собором был избран на царство Борис Годунов. Новый царь зарекомендовал себя как талантливый государственный деятель. Он задумал целый ряд реформ, призванных обеспечить развитие России. Почему же самозванцу Лжедмитрию I удалось столь легко склонить на свою сторону широкие круги населения? Укажите не менее двух причин. Однако уже через год, в 1606 г., Лжедмитрий был убит. Какие особенности политики и поведения предопределили падение Лжедмитрия I? Назовите не менее трех особенностей.

Ответ :

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть указаны причины легкой победы Лжедмитрия I:

    Борис Годунов был царем, занявшим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе

    Самозванцу Лжедмитрию I оказали поддержку различные слои общества, так как считали его законным наследником престола, «природным» царем

    Резкое ухудшение экономического положения в стране вызвало недовольство правлением Б. Годунова

    Низы общества надеялись получить от Лжедмитрия I облегчение своего положения, а служилые люди, казачество – привилегии

2. Могут быть названы особенности политики и поведения Лжедмитрия I:

    Отказавшись выполнять обещания, данные польскому королю и католической церкви, он лишился поддержки Речи Посполитой

    Самозванец не нашел опоры среди духовенства и дворянства

    Не получили ожидаемого многие служилые люди

    Особенно острыми были противоречия с московскими боярамиво главе с В.И. Шуйским

    Своим поведением в быту Лжедмитрий I вызвал неприязнь у москвичей

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 2 причины легкой победы Лжедмитрия I и 3 особенности

Названы 2 причины победы и 2 особенности

названа 1 причина победы и 3 особенности

Названы 2 причины победы и 1 особенность

названа 1 причина победы и 2 особенности

причины победы не названы, названы 3 особенности

Названы 2 любых элемента ответа

Сравните характерные черты развития советской культуры во второй половине 1920-х гг. и во второй половине 1930-х гг. (задачи, взаимоотношения творческой интеллигенции и власти, состояние системы образования и др.).

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ ).

Общее

    ………………………………………………………………….

    ………………………………………………………………….

Различия

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

Ответ :

Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно – в 2 балла.

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

С7.1 В качестве общего могут быть названы:

    Следование лозунгу «Искусство –на службу народу!», развитие массовой культуры

    Активное пополнение творческой интеллигенции из рабоче-крестьянской среды, воспитание «рабочей интеллигенции»

    Борьба с неграмотностью

    Идеологический (партийный) контроль над искусством, существование цензуры

    Большая пропагандистская роль советского кинематографа

    Преследования, социальные и правовые ограничения по отношению ко многим представителям интеллигенции

    Ограничение контактов с представителями зарубежной культуры

    Развитие национальных культур народов СССР

Приведены 3 общие характеристики

Приведены 1 – 2 общие характеристики

Все общие характеристики названы неверно

Максимальный балл

С7.2 Различия:

Советская культура второй половины 1920-х гг.

Советская культура второй половины 1930-х гг.

    Существование разнообразных художественных направлений, методов

    Установление единого художественного метода – социалистического реализма

    Существование разных творческих групп, объединений, кружков

    Формирование единых творческих объединений – Союзов писателей и композиторов

    Репрессии против представителей интеллигенции приобрели массовый характер

    Развитие в архитектуре стиля конструктивизма

    - «сталинский неоклассицизм» в архитектуре

    Установление всеобщего обязательного начального образования

    Начало введения обязательного семилетнего образования

    Широкое использование экспериментального обучения в школе

    Возвращение в школу традиционных методов обучения и воспитания

    Значительный рост числа высших учебных заведений

Названы 2 различия

Названо 1 различие

Инструкция

В демонстрационный вариант вариантов КИМ в 2009 году...

  • Демонстрационный вариант по английскому языку пояснения к демонстрационному варианту

    Инструкция

    В демонстрационный вариант , не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2009 году...


  • Из стенограммы первого заседания конференции глав правительств СССР, США и Великобритании.

    «Рузвельт. …Я хочу заверить членов новой семьи – собравшихся за этим столом членов настоящей конференции – в том, что мы все собрались здесь с одной целью, с целью выиграть войну как можно скорее. …Я думаю, что это совещание будет успешным и что три нации, объединившиеся в процессе нынешней войны, укрепят связи между собой и создадут предпосылки для тесного сотрудничества будущих поколений.

    Черчилль. Это – величайшая концентрация мировых сил, которая когда-либо была в истории человечества…

    Сталин. Приветствуя конференцию представителей трех правительств, я хотел бы сделать несколько замечаний. Я думаю, что история нас балует. Она дала нам в руки очень большие силы и очень большие возможности. Я надеюсь, что мы примем все меры к тому, чтобы… использовать ту силу и власть, которые нам вручили наши народы. А теперь давайте приступим к работе.

    Рузвельт. …Переходя к более важному и более интересующему Советский Союз вопросу – операции через Канал <Ла-Манш>, я хочу сказать, что мы составляли наши планы в течение последних полутора лет, но из-за недостатка тоннажа мы не смогли определить срока этой операции… Английский Канал – это такая неприятная полоска воды, которая исключает возможность начать экспедицию через Канал до 1 мая… Если мы будем проводить крупные десантные операции в Средиземном море, то экспедицию через Канал, возможно, придется отложить на 2 или 3 месяца. Поэтому мы хотели бы получить совет от наших советских коллег в этом вопросе… Мы очень хотели бы помочь Советскому Союзу и оттянуть часть германских войск с советского фронта. Мы хотели бы получить от наших советских друзей совет о том, каким образом мы могли бы лучше всего облегчить их положение».

    С1. Назовите год и место проведения данной конференции. В ходе какой войны она проводилась?

    С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех основных вопросов, обсуждавшихся на конференции.

    С3. Какие причины задержки намечаемой операции через Ла-Манш упомянул в своем выступлении Ф. Рузвельт? Какие причины можете дополнительно указать вы? Укажите всего не менее трех причин.

    1. Приведите не менее трех положений, характеризующих состояние советской армии в июле – ноябре 1941 г. Назовите не менее трех Городов-героев, получивших это звание в ознаменование событий Великой Отечественной войны.

    2. Подписание пакта Молотова – Риббентропа резко понижало международный авторитет Советского Союза, ранее последовательно занимавшего антифашистские позиции на мировой арене. Понимая это, И.В. Сталин всё же шёл на сближение с Германией. Укажите не менее трёх причин такой политики.

    3. В воспоминаниях многих современников о Великой Отечественной войне особое место занимает Московская битва. Так, когда маршала Г.К. Жукова спрашивали, какое событие прошедшей войны ему больше всего запомнилось, он всегда отвечал: «Битва за Москву». Предположите, чем объясняется особое значение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны (приведите не менее трёх предположений).

    1. Сравните условия проведения, ход, результаты и значение Сталинградской битвы 1942–1943 гг. и Курской битвы 1943 г.

    Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).

    Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ ).

    2. Английский историк Стивен Ховарт считает, что подписание пакта о ненападении с фашистской Германией и секретного протокола к нему было большой дипломатической удачей СССР.

    В воскресенье 28 ноября 1943 г. в 4 часа дня открылось первое пленарное заседание Тегеранской конференции, продолжавшееся три с половиной часа. В большом зале стиля ампир за круглым столом впервые за четыре с лишним года второй мировой войны собрались политические руководители трех держав. В состав советской делегации входили председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. В. Сталин, народный комиссар иностранных дел В. М. Молотов и маршал К. Е. Ворошилов.

    Делегацию США возглавлял президент Ф. Д. Рузвельт. В ее составе были специальный помощник президента Г. Гопкинс, посол в СССР А. Гарриман, начальник штаба армии США генерал Д. Маршалл, главнокомандующий военно-морскими силами США адмирал Э. Кинг, начальник: штаба военно-воздушных сил США генерал Г. Арнольд, начальник штаба президента адмирал У. Леги.

    Делегацию Англии возглавил премьер-министр У. Черчилль. В нее входили министр иностранных дел А. Иден, начальник имперского генерального штаба генерал А. Брук, посол в СССР А. Керр, первый морской лорд Э. Кеннингхэм, фельдмаршал Д. Дилл, главный маршал авиации Ч. Портал, начальник штаба министра обороны X. Исмей (См.: Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 1, с. 368-369 ).

    При полной противоположности политических взглядов представителей двух общественных систем, при самом различном понимании целей войны у них была и общая задача - разгром фашистской Германии и ее союзников. При этом СССР стремился восстановить мир на истерзанной германским фашизмом и японским милитаризмом Земле, а США и Англия надеялись устранить своего опасного конкурента.

    Поскольку в Тегеране не было утвержденной повестки дня, дискуссии велись свободно, подчас недостаточно систематично, затрагивая разные проблемы. По взаимной договоренности Рузвельт был избран председателем конференции, что он и осуществлял на всех четырех пленарных заседаниях с большим искусством, тактом и хладнокровием.

    Рузвельт открыл заседание поздравлением, заявив: "Я хочу заверить членов новой семьи - собравшихся за этим столом участников настоящей конференции о том, что мы собрались здесь с одной целью, с целью выиграть войну как можно скорее..." (Тегеранская конференция, с. 92 ) Он предлагал обсудить и другие проблемы, например послевоенного устройства.

    Черчилль, взявший слово за Рузвельтом, четким голосом чеканя фразы с мастерством прирожденного оратора сказал о встрече: "Это - величайшая концентрация мировых сил, которая когда-либо была в истории человечества В наших руках решение вопроса о сокращении сроков войны, о завоевании победы, о будущей судьбе человечества..." (Там же, с. 93 )

    Если бы Черчилля по-настоящему беспокоили судьбы человечества, британские и американские армии сделали бы все возможное, чтобы своевременно открыть второй фронт, спасти тем самым миллионы человеческих жизней. А пока это были лишь хорошие слова.

    Глава советской делегации, приветствуя участников конференции, выразил надежду на ее успех, пожелав "использовать ту силу и власть, которую нам вручили наши народы" (Там же ).

    Важнейшими вопросами, обсуждавшимися в Тегеране, были военные проблемы, и в частности дальнейшего ведения войны - вопрос о втором фронте (См.: История второй мировой войны 1939-1945, т. 8, с. 30 ). Открытие второго фронта означало бы сокращение сроков кровопролитной войны, спасение человеческих жизней, помощь Красной Армии, по-прежнему сражавшейся один на один. Для СССР это был и политический вопрос, связанный с освободительным характером войны (См.: Коммунист, 1983, № 17, с. 115 ). Грубое нарушение Англией и США твердых обязательств об открытии второго фронта в 1942-1943 гг. нанесло огромный ущерб общей борьбе против фашистской Германии и ее союзников. Поэтому на первом же заседании глав правительств в Тегеране советская делегация настойчиво добивалась от правительств США и Англии точного выполнения принятых обязательств и осуществления крупных военных операций в Северной Франции.

    "По-моему, было бы лучше, - указывал глава советской делегации, - если бы за базу всех операций в 1944 году была взята операция "Оверлорд". Если бы одновременно с этой операцией был предпринят десант в Южной Франции, то обе группы войск могли бы соединиться во Франции. Поэтому было бы хорошо, если бы имели место две операции: операция "Оверлорд" и в качестве поддержки этой операции - высадка в Южной Франции" (Тегеранская конференция, с. 100 ).

    Советская делегация считала, что наибольший результат с военной точки зрения дал бы удар по врагу в Северной или Северо-Западной Франции, являвшейся наиболее слабым местом германской оккупационной армии (См.: там же, с. 97 ). Несмотря на принятые Рузвельтом и Черчиллем в Квебеке решения об открытии второго фронта в Европе 1 мая 1944 г., британский премьер вновь пытался ревизовать их, отказаться от выполнения или отсрочить операцию "Оверлорд".

    Черчилль и в Тегеране отстаивал свою "средиземноморско-балканскую стратегию", настойчиво добиваясь принятия плана вторжения англо-американских войск на Балканы, в Восточное Средиземноморье, даже если это "задержит осуществление операции "Оверлорд" на 2-3 месяца" (Там же, с. 130 ). В качестве другого варианта Черчилль предполагал правофланговое наступление из Северной Италии на Вену, через Истрию и Люблянский проход.

    До начала операций по форсированию Ла-Манша Черчилль убеждал провести операцию на итальянском фронте по занятию Рима. Он предлагал оставить в Средиземном море 20-23 дивизии для Италии и других объектов, в частности для наступления в северной части Адриатического побережья в сторону Дуная (См.: там же, с. 99-100 ). Нетрудно было понять: стремление Черчилля атаковать Германию не с запада, а с юга или юго-востока, склонить союзников предпринять операции на Балканах или в восточной части Средиземного моря распылило бы силы, повело к отсрочке или срыву "Оверлорда". Эти операции, как известно, не могли бы заменить второй фронт во Франции и преследовали не столько военные, сколько политические цели. Черчилль рвался на Балканы, надеясь опередить Красную Армию, задушить демократические движения в Юго-Восточной Европе, создать там прочные плацдармы западного империализма.

    Черчилль, говорил Рузвельт сыну Эллиоту, "смертельно боится чрезмерного усиления русских" (Рузвельт Э. Указ, соч., с. 187 ).

    Советская делегация, не допуская отсрочки операции "Оверлорд" до июля - августа 1944 г., что было бы равносильно ее срыву, настаивала, "чтобы май был предельным сроком для осуществления этой операции" (Тегеранская конференция, с. 128 ). Черчилль вновь возражал. "Мы не можем гарантировать, - запальчиво говорил он, - что будет выдержана дата 1 мая. Установление этой даты было бы большой ошибкой. Я не могу пожертвовать операциями в Средиземном море" (Там же, с. 102 ).

    Нежелание премьера, английской делегации принять твердое решение о проведении "Оверлорда", назвать точную дату открытия второго фронта вынудило главу советской делегации поставить перед англичанами вопрос: "Верят ли они в операцию "Оверлорд", или они просто говорят о ней для того, чтобы успокоить русских?" (Там же, с. 133 ) Черчилль снова точно не ответил. Не было дано ответа главе советской делегации и на вопрос, кто несет ответственность за проведение операции "Оверлорд", т. е. кто назначен ее главнокомандующим.

    Этот вопрос еще не решен, - сказал Рузвельт.

    Тогда ничего не выйдет из операции "Оверлорд" (Там же, с. 123 ), - резонно заметил Сталин.

    Во время встречи главы советской делегации с Черчиллем, состоявшейся 30 ноября до общего заседания, Сталин снова спросил, состоится ли операция "Оверлорд". Он отметил: "Если этой операции в мае месяце не будет, те ее не будет вообще, так как через несколько месяцев погода испортится и высадившиеся войска нельзя будет снабжать в должной мере" (Там же, с. 139 ). В случае осуществления союзниками десанта в Северной Франции, продолжал Сталин, Красная Армия готова была перейти в наступление, "подготовив не один, а несколько ударов по врагу" (Там же ). Это заявление выбило у Черчилля основу для дальнейшей оттяжки решения об открытии второго фронта, хотя он и уклонился от положительного ответа.

    Позиция Рузвельта в поддержку "Оверлорда" была усилена принципиальным согласием Советского правительства вступить в войну против Японии после окончания войны в Европе (The Conferences at Cairo and Tehran, p. 490 ). Это в значительной степени предопределило его позитивное решение по вопросу об открытии второго фронта на северо-западе Франции, в Нормандии.

    Когда руководители трех держав собрались 30 ноября на третье пленарное заседание, Сталин уже знал о решении Рузвельта и Черчилля, подготовленном на сепаратном совещании Объединенного комитета начальников штабов США и Англии (См.: Тегеранская конференция, с. 150 ). "Операция "Оверлорд", - гласило решение, - состоится в течение мая месяца. Эта операция будет поддерживаться операцией против Южной Франции" (Там же ) (операция "Энвил"). Предварительно это решение было сообщено Рузвельтом главе советской делегации во время завтрака, предшествовавшего заседанию "большой тройки" (Там же ).

    На сей раз Черчилль выступил как ярый приверженец координации операций союзников, ратовавший за то, "чтобы по врагу был нанесен одновременно удар с обеих сторон".

    Для предотвращения переброски немецких войск с Восточного фронта на Западный, а это затруднило бы осуществление "Оверлорда", СССР, верный союзническому долгу, согласился "к маю организовать большое наступление против немцев в нескольких местах" (Там же ).

    Рузвельт сообщил, что главнокомандующий операцией "Оверлорд" будет назначен в ближайшие дни.

    Важной причиной, повлиявшей на решение правительства США в вопросе об открытии второго фронта, являлась, как мы отмечали, боязнь опоздать с вторжением в Западную Европу. Кроме того, поскольку Рузвельт считал, что операции на Балканах могут отрицательно сказаться на "Оверлорде", поставить ее под угрозу, он снова неодобрительно отнесся к "балканскому варианту" Черчилля. План британского премьера был отклонен также благодаря энергичным возражениям делегации СССР.

    В Тегеране впервые в истории межсоюзнических отношений в период Отечественной войны были согласованы совместные действия и операции армий СССР, Англии и США. Численность армии вторжения во Францию должна была составить 35 дивизий, из них 16 британских и 19 американских. За этими силами последовали бы главные - около 1 млн. человек (См.: там же, с. 97 ), поддержанные мощным военно-морским флотом и авиацией.

    По предложению Черчилля штабы союзников сотрудничали в деле маскировки операции "Оверлорд". "В военное время, - говорил он, - правда является такой драгоценностью, что ее всегда должен охранять целый отряд лжи" (Churchill W. Op. cit., vol. V, p. 338 ).

    В декларации, опубликованной после окончания Тегеранской конференции, руководители союзных держав твердо заявили: "Мы согласовали наши планы уничтожения германских вооруженных сил. Мы пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга. Никакая сила в мире не может помешать нам уничтожать германские армии на суше, их подводные лодки на море и разрушать их военные заводы с воздуха. Наше наступление будет беспощадным и нарастающим" (Тегеранская конференция, с. 175 ).

    Тегеранские решения впервые предопределили и скоординировали основы тройственной коалиционной стратегии. Вскоре фашистская Германия ощутила на себе мощные удары союзников.

    В Тегеране главы трех правительств обсудили не только военные, но и политические вопросы. Одной из таких проблем было будущее Германии. На заключительном заседании конференции, состоявшемся 1 декабря, Рузвельт изложил составленный им лично план расчленения Германии на пять автономных государств: Пруссию (в урезанном виде), Ганновер и Северо-Запад; Саксонию и район Лейпцига; Гессен-Дармштадт, Гессен-Кассель и районы к югу от Рейна; Баварию; Баден-Вюртемберг. Кильский канал, Гамбург, а также Рур и Саарская область должны были быть поставлены под контроль Объединенных Наций (См.: там же, с. 165-166 ). Таким образом, Рузвельт предлагал расчленить Германию на пять самоуправляющихся государств и две важнейшие территории под опекой ООН.

    Черчилль выдвинул план расчленения Германии на три части: Пруссию, Южную Германию (Бавария, Баден-Вюртемберг, Палатинат (Рейнский Пфальц. - Ф. В.) от Саара до Саксонии) и Рур (См.: там же, с. 166; Черчилль в своих мемуарах фальсифицирует точку зрения Советского правительства, утверждая, что Сталин якобы был за расчленение Германии (Churchill W. Op. cit., vol. V, p. 354) ). Черчилль считал возможным сохранить Пруссию в качестве национального государства, а южногерманские государства включить в состав "Дунайской федерации" - воссоздать нечто подобное Австро-Венгерской империи. Англия стремилась поставить Рур под своей контроль и тем самым господствовать в Европе.

    Делегация Советского Союза возражала против планов расчленения Германии, тем самым защищая национальные интересы германского народа. СССР боролся за превращение Германии в единое, миролюбивое, демократическое государство. Позиция СССР по германскому вопросу была выражена в приказе народного комиссара обороны СССР 23 февраля 1942 г.: "Было бы смешно отождествлять клику Гитлера с германским народом, с германским государством... Гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское остается" (Правда, 1942, 23 февраля ).

    В Тегеране состоялся предварительный обмен мнениями по вопросу о будущем Польши, по проблеме ее границ. Говоря о будущем Польши, ее отношениях с СССР, И. В. Сталин отметил: "Россия не меньше, а больше других держав заинтересована в хороших отношениях с Польшей, так как Польша является соседом России. Мы - за восстановление, за усиление Польши" (Тегеранская конференция, с. 164 ).

    Но Советское правительство отделяло демократическую Польшу от эмигрантского правительства в Лондоне, с которым СССР в 1943 г. порвал дипломатические отношения, поскольку оно присоединилось к Гитлеру в "его клевете на Советский Союз" (Там же ) и продолжало антисоветскую линию в своей политике.

    Черчилль говорил о Польше как "инструменте в оркестре Европы", о том, что Англия желает "существования сильной и независимой Польши, дружественной по отношению к России" (Там же, с. 165 ). Излагая свои идеи о будущих границах Польши, он попытался сделать это с помощью "наглядных пособий". Взяв три спички (одна из них представляла Германию, другая - Польшу и третья - Советский Союз), Черчилль показал, что все три спички должны быть передвинуты на запад с целью обеспечения западных границ СССР (См.: там же, с. 167 ). СССР выступил за возвращение Польше земель на западе, вплоть до линии Одера. На востоке линию границы предлагалось провести по "линии Керзона".

    Черчилль внес предложение по польскому вопросу, гласившее: "В принципе было принято, что очаг польского государства и народа должен быть расположен между так называемой линией Керзона и линией реки Одер, с включением в состав Польши Восточной Пруссии и Оппельнской провинции" (Там же ). При этом он надеялся на возрождение Польши с буржуазно-помещичьими порядками.

    Излагая советскую точку зрения по вопросу будущих границ Польши, И. В. Сталин разъяснил: "Украинские земли должны отойти к Украине, а белорусские - к Белоруссии" (Там же, с. 165 ), т. е. между СССР и Польшей должна существовать граница сентября 1939 г.

    В Тегеране между Рузвельтом, Черчиллем и главой Советского правительства предварительно обсуждался вопрос о создании международной организации безопасности (См.: там же, с. 113-117, 169 ). Правда, по этому вопросу никакого решения принято не было, но в заключительном коммюнике конференции говорилось о необходимости единства действий держав антифашистской коалиции. "Мы полностью признаем высокую ответственность, - говорилось в коммюнике, - лежащую на нас и на всех Объединенных Нациях, за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения" (Там же, с. 175 ).

    На конференции была принята декларация об Иране. В ней подтверждалось желание трех стран сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную целостность Ирана (См.: там же, с. 176 ).

    Поздним вечером 1 декабря, после заключительного пленарного заседания, спешно была согласована декларация конференции: Рузвельт и Черчилль, намеревавшиеся остаться на конференции до 3 декабря, изменили решение - в горах Хузистана выпал снег и резко ухудшившаяся погода могла задержать их отлет в Каир, где намечалась встреча с президентом Турции Исметом Иненю.

    Декларация гласила: "Мы выражаем нашу решимость в том, что наши страны будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время... Взаимопонимание, достигнутое нами здесь, гарантирует нам победу. Что касается мирного времени, то мы уверены, что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир...

    Мы прибыли сюда с надеждой и решимостью. Мы уезжаем отсюда действительными друзьями по духу и цели" (Там же, с. 175 ).

    Великие державы - СССР, США и Англия сделали еще один важный шаг на пути к победе над силами фашизма, в укреплении антигитлеровской коалиции. Боевое сотрудничество великих держав росло и крепло.

    Впервые в истории антифашистской коалиции в Тегеране были согласованы стратегические планы союзников для борьбы с фашистскими державами, одобрено окончательное решение об открытии второго фронта в Европе.

    Оценивая итоги Тегерана, Рузвельт отмечал: конференция "является историческим событием, подтверждающим не только нашу способность совместно вести войну, на также работать для дела грядущего мира в полнейшем согласии" (Переписка..., т. 2, с. 116 ).

    Черчилль назвал встречу в Тегеране исторической подчеркнув, что "многое в будущем будет зависеть от дружбы глав трех государств и принятых на конференции решений" (PRO. W.P(44)8 ).

    В свою очередь Иден, выступая в английском парламенте, сказал: "Первым результатом Тегеранской конференции является то, что сроки войны сократятся" (Parliamentary Debates. House of Commons, 1943, vol. 395, col. 1429 ). Тегеран показал всю иллюзорность надежд фашистских политиков внести раскол среди союзников.

    После успешного завершения Тегеранской конференции Рузвельт выехал в американский военный лагерь в Амирабаде, где выступил перед американскими солдатами. На следующее утро, 2 декабря, он вернулся в Тегеран.

    Рузвельта провожали на аэродром Сталин и Черчилль. Два рослых сержанта перенесли его в "виллис", четверо охранников, картинно выхватив автоматы, вскочили на подножки автомобиля, быстро рванувшегося вперед. Рузвельт успел поднять правую руку, изобразив пальцами английскую букву "V" - "виктори" - победа (См.: Бережков В. М, Указ, соч., с. 294 ). В тот же день в Каир прилетел и Черчилль.

    Советская делегация вылетела в Баку в середине дня, откуда специальным правительственным поездом отправилась в Москву. 7 декабря в советской печати было опубликовано, как это было заранее оговорено, сообщение о состоявшейся в Тегеране конференции руководителей трех союзных держав - СССР, США и Англии.



    Транспорт