Базовый сценарий развития экономики рф. Консервативный, инновационный и целевой сценарии развития россии

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.

Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,2% в 2012-2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году в 2 раза, а доля России в мировом ВВП несколько уменьшится - с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.

Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания.

Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 году до уровня не выше 1,3% ВВП.

Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8-6,0% ВВП (в том числе бюджетная система - 4,0-5,1% ВВП).

Расходы на здравоохранение до 2030 года будут находиться в диапазоне 4,6-6,2%, в том числе за счет бюджетной системы 3,6-4,9% ВВП.

Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста . Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет также улучшить социальные параметры развития.

Частные и государственные расходы на здравоохранение возрастают с 4,6% ВВП в 2010 году до 6,1% ВВП в 2020 году и 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование - соответственно до 6,0 и 6,5% ВВП (в 2010 году - 5,2% ВВП). Расходы на науку возрастают с 1,2% ВВП в 2010 году до 2,5% ВВП в 2030 году, что сопоставимо с параметрами развитых стран.

При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики по отношению к 2010 году: энергоемкость ВВП снизится в 2020 году на 24%, в 2030 году на 43%, производительность труда возрастет в 2020 году в 1,5 раза и в 2030 году соответственно в 2,4 раза.

Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,1% в 2013-2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики. Сценарий предполагает сохранение нулевого баланса текущего счета , который достигается за счет существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.

Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния российских граждан и повысить статус России в мировой экономике. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире.

Рост экономики будет опираться на активные социальные сдвиги . Доля среднего класса повысится с 22% в 2010 году до 37% в 2020 и 48% в 2030 году.

В прогнозе в качестве основного критерия отнесения граждан к среднему классу определен уровень дохода свыше шести прожиточных минимумов.

Исходя из этого в 2010 году представители среднего класса имели среднедушевой доход более 34 тыс. рублей в месяц.

В 2030 году уровень дохода, позволяющего относиться к этой категории населения, составит около 100 тыс. рублей. Однако доходный критерий не является исчерпывающим.

Предполагается, что представители среднего класса должны иметь собственность, сбережения, обладать конкурентоспособными профессиональными квалификациями и участвовать в формировании гражданского общества.

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста , повышенной нормой частных накоплений и созданием мощного экспортного сектора продукции с высокой добавленной стоимостью.

Сценарий соответствует ориентирам долгосрочной государственной экономической политики и характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста . Это предполагает ускорение реформ для улучшения бизнес-климата и интенсификацию притока иностранного капитала, а также активизацию использования национальных сбережений и рост государственных расходов на развитие социальной и транспортной инфраструктур.

Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606, по созданию и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году , увеличению объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% к 2018 году, увеличению относительно уровня 2011 года доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза, производительности труда в 2018 году в 1,5 раза, а также мероприятий в рамках реализации государственной социальной политики , включая увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,6-1,7 раза, в том числе увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и научных сотрудников к 2018 году до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Хабалтуев А.Ю.
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики,



Россия, г. Улан-Удэ

Бальжиев Ж.Д.
Магистрант кафедры экономики,
организации и управления производством,
Восточно-Сибирский государственный
университет технологий и управления,
Россия, г. Улан-Удэ

В статье рассмотрен базовый сценарий социально-экономического развития муниципального образования.

Ключевые слова: муниципальное образование, органы местного самоуправления, базовый сценарий, экономический эффект.

Базовый сценарий предполагает реализацию основных мероприятий, направленных на исключение негативных последствий. В базовом сценарии предполагается ресурсное и финансовое ограничения.

Сценарий предполагает реализацию проектов с низкими рисками, но при этом обеспечивающий значительный экономический или социальный эффект.

На первом этапе - ведется работа, направленная на поддержание существующих производств и организаций, ведется разработка нормативно-правовых документов регулирующих инвестиционную политику района и снижение административных барьеров, а также начинается работа по продвижению бренда «экологически чистого продукта».

На втором этапе - привлечение инвесторов для развития промышленности в районе, согласно, созданной инвестиционной политики и снижения административных барьеров. Развитие социально-бытовой, транспортной инфраструктуры.

На третьем этапе - создание наукоемких и инновационных производств, в том числе в сфере АПК, реализация программ с целью повышения уровня жизни и обеспечения качественных условий жизни на селе.

В таблице 1 представлена реализация базового сценария - рост направлений социально-экономических показателей МО «Джидинский район» Республики Бурятия до 2030 года до 50 % (Демография и занятость, развитие экономического потенциала и промышленность).

Таблица 1

№ п.п. Наименование показателя Ед. изм. 2014 факт 2015 факт 2016 оценка 2019 прогноз 2025 прогноз 2030 прогноз
Демография и занятость
1.1 Численность населения Тыс. чел. 26,05 25,61 25,03 23,9 24,5 26,5
1.2 Численность занятых в экономике Тыс. чел. 13,5 13,2 13,0 12,2 13,0 13,5
1.3 Уровень общей безработицы % 9,1 9,8 10,0 9,6 9,3 9,0
Развитие экономического потенциала
2.1 Объем инвестиций в основной капитал Млн. руб. 675 458,04 500 217,4 550 750
2.2 Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных) Млн. руб. 380 304,6 286,43 112,4 400 500
2.3 Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета МО Млн. руб. 171,6 168,5 144,4 98,58 108,44 119,23
2.4 Расходы консолидированного бюджета на содержание работников ОМСУ в расчете на одного жителя Руб. 2301,7 2057,8 2169,91 2386,13 2444,08 2377,36
2.5 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата Руб. 20698 21505 21290 23800 27000 30000
Промышленность
3.1 Объем отгрузки, в том числе: Млн. руб. 230 399,94 439,1 520 605 732
3.2 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Млн. руб. 25,5 91,2 106,69 114,52 121 128
3.3 Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак Млн. руб. 198 302,94 326 400 456 570

К основным механизмам реализации Стратегии социально-экономического развития МО «Джидинский район» относятся:

1. Нормативно-правовое регулирование (Разработка, утверждение и реализация плана мероприятий Стратегии, приведение в соответствие целеполаганию стратегии муниципальных программ);

2. Совершенствование системы местного самоуправления с целью усиления взаимодействия муниципальных и общественных структур для решения задач социально-экономического развития МО;

3. Привлечения институтов гражданского общества в реализацию Стратегии, решение проблематики района;

4. Разработка нормативно-правовых документов, регулирующих инвестиционные стандарты МО, формирующих инвестиционно-привлекательный климат.

Список литературы

  1. Стратегия социально-экономического развития МО «Джидинский район» Республики Бурятия.
  2. Управление муниципальным экономическим развитием/ под ред. Г.Ю. Ветрова - М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. - 258 с.
  3. Устойчивое развитие сельских территорий. Учебное пособие / Коллектив авторов. Под научн. ред. М. Дитериха, А.В. Мерзлова. М.: Эллис Лак, 2013. 680 с.
  4. Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное развитие): Учебное пособие. - М.: АНХ, 2007. - 608 с.

I. Формирование основных сценариев

Разработка основных сценариев социально-экономического развития города Ростова-на-Дону базируется на параметрах долгосрочного развития России в целом, Южного Федерального округа и Ростовской области, сформулированных в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Экономической стратегии развития Южного федерального округа на период до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года.

Во всех сценариях приняты за основу одинаковые общемировые экономические условия (определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации) - замедление темпов роста мировой экономики и снижение сырьевых цен в 2009-2010 гг., как следствие мирового финансового кризиса, сопровождаемого развитием кризиса производства; вероятное возобновление в 2010 году, после преодоления кризиса, динамичного роста мировой экономики (в среднем около 4% в год) при сбалансированном соотношении тенденций глобализации и регионализации.

Ключевыми тенденциями общероссийского социально-экономического развития, влияющими на конфигурацию прогноза, являются:

Исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития;

Переход на инновационный тип экономического развития;

Формирование самостоятельной устойчивой финансовой системы;

Необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

Сокращение населения в трудоспособном возрасте, в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

Усиление общемирового влияния экологических факторов, что создает дополнительные возможности для России, имеющей значительные запасы экологических ресурсов;

Усиление конкуренции, как на внутренних, так и на внешних рынках при развитии внешнеэкономической интеграции, укреплении и расширении позиций России на мировых рынках технологий и капитала.

Все сценарии развития города Ростова-на-Дону учитывают отраслевые приоритеты социально-экономического развития, заложенные в Экономической стратегии развития Южного федерального округа на период до 2025 года и включающие в себя: агропромышленный комплекс, научно-образовательный комплекс, услуги в сферах туризма и транспорта.

Также, во всех сценариях учтены основные тенденции социально-экономического развития Ростовской области, в частности, прогнозируемые на период 2010-2020 гг., высокие темпы промышленного роста и активизации непроизводственной сферы: торговли, сферы обслуживания и сектора интеллектуальных услуг, что обусловит высокий уровень диверсификации экономики региона.

Стратегическими направлениями развития Ростовской области на период реализации Стратегии являются:

Создание и развитие Большого Ростова как центра Юга России;

Ускоренное развитие транспортной инфраструктуры, в том числе ориентированной на обслуживание экспортно-импортных потоков;

Формирование конкурентоспособных кластеров восстановительного роста и технологической модернизации на базе крупных предприятий (прежде всего оборонно-промышленный комплекс, железнодорожный транспорт);

Создание новых производств за счет притока в регион новых инвестиций.

В демографической сфере и на рынке труда следует ожидать рост конкуренции за рабочую силу, что в долгосрочной перспективе должно привести к повышению ее стоимости в сочетании со стабилизацией численности населения и даже его приростом.

Возможные сценарии развития города определяются внешними и внутренними условиями и факторами и позволяют дать комплексную оценку вероятных перспектив развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года. Выбор системы сценариев обуславливается объективным наличием инертного и активного начал городской системы, вероятными перспективами их проявления в развитии города Ростова-на-Дону в ближайшие годы.

Варианты долгосрочного развития города Ростова-на-Дону раскрываются в трех сценариях - негативном, инерционном и позитивном. Во всех сценариях социально-экономическое развитие в прогнозируемой перспективе будет определяться, прежде всего, степенью активности участия города в создании и развитии Большого Ростова как центра Юга России.

1. Негативный сценарий развития

Данный сценарий предполагает утрату Ростовом-на-Дону основных конкурентных преимуществ, что может быть обусловлено одновременным невниманием к значительному потенциалу его социально-экономического развития и решению ключевых проблем города. Пассивная позиция в отношении развития и совершенствования городской среды означает для Ростова-на-Дону опасность неэффективной и медленной реакции на возникающие внешние угрозы. К основным из них относятся: воздействие глобального экономического кризиса и риск опережающего развития городов-конкурентов. Следствием этого могут явиться упущенные возможности становления в качестве крупного мегаполиса и одного из полюсов роста российской экономики.

Реализация негативного сценария приведет к ухудшению состояния и дестабилизации всей городской системы, в том числе к формированию неблагоприятного инвестиционного климата. Невнимание к преимуществам выгодного экономико-географического положения города приведет к значительному снижению его влияния во всем Южном макрорегионе, ослаблению торговых, культурных и экономических связей с другими региональными и международными центрами.

Нерешенной останется проблема организации внутригородской территории, в частности, нехватки земельных площадей, неадекватной пространственной структуры центральной части города, неэффективной организации транспортной сети и слабой функциональной специализации районов города. В таких условиях резко сократятся объемы нового строительства, а транспортная нагрузка достигнет критических значений.

Значительный износ инженерных коммуникаций, генерирующих мощностей и транспортной инфраструктуры приведет к сокращению возможностей развития производства. В рамках данного сценария также вероятно значительное снижение производственного потенциала Ростова-на-Дону, обусловленное слабым внедрением инноваций в промышленность, прежде всего, в машиностроение. Крупнейшие предприятия города могут утратить свои конкурентные позиции на рынке ввиду морального устаревания технологий производства. Уровень диверсификации реального сектора экономики города снизится, в том числе в связи со слабым развитием организаций малых форм хозяйствования.

Произойдет снижение деловой и предпринимательской активности, что приведет к значительному ограничению формирования современной бизнес-среды в городе. Недостаточное финансирование научно-исследовательской и образовательной деятельности приведет к замедлению развития инновационной сферы.

В результате экономической стагнации снизится уровень качества жизни населения, замедлится рост доходов, ускорятся темпы роста цен на потребительские товары и услуги, возрастет уровень бедности, заметно ухудшится качество городской среды, будет расти уровень безработицы. Социальное неравенство приведет к снижению безопасности социальной среды из-за увеличения количества преступлений. Увеличится антропогенная нагрузка на окружающую среду города, в том числе из-за перенакопления токсичных отходов предприятиями.

Продолжится увеличение количества социально-значимых и социально-обусловленных заболеваний (онкозаболеваний, туберкулеза, ВИЧ-инфекции). В связи с чем произойдет сокращение трудовых ресурсов и увеличение доли инвалидов в общей численности населения, что вызовет большую нагрузку на трудоспособное население. Увеличится количество смертельных случаев заболеваний, а при отсутствии эффективных мер профилактики, возрастет и количество хронических случаев заболеваемости.

Все эти процессы вместе с высокими показателями младенческой и детской смертности приведут к резкому сокращению численности населения. Согласно негативному сценарию развития демографической ситуации, при котором закладываются минимальное значение рождаемости за последние 4 года, максимальное значение смертности и минимальное значение миграционного прироста, население города к 2030 году сократится более чем на 120 тыс. человек, или на 12%.

Вероятность реализации данного сценария, тем не менее, достаточно низкая, ввиду необходимости одновременного проявления всех внешних угроз при абсолютной пассивности органов управления городом, и составляет порядка 10%.

2. Инерционный сценарий развития

Инерционный сценарий развития предполагает движение по уже определившейся ранее траектории, сохранение современных тенденций развития, существующих условий и главных особенностей состояния городской системы.

Сценарий инерционного развития опирается на использование имеющихся конкурентных преимуществ местной экономики, поддержание сложившегося уровня производства промышленной продукции предприятиями города и сохранение транспортной инфраструктуры на существующем уровне.

В рамках реализации данного сценария развития город не формирует долгосрочные цели и ориентиры своего развития, а развивается так, как подсказывает текущая ситуация. В связи с этим, социально-экономическое положение города будет определяться в основном следующими факторами:

Локальными успехами, связанными с реализацией целей краткосрочного характера;

Сохранением социальной стабильности;

Снижение темпов экономического развития с высокого уровня до среднего;

Эффектом накопления проблем;

Низкими рисками при установлении стабильной социально-экономической ситуации в стране и пропорциональным упадком при ухудшении общегосударственной ситуации.

В рамках реализации инерционного сценария субъекты крупного бизнеса самостоятельно формируют и реализуют политику экономического развития и мероприятия по повышению собственной конкурентоспособности, что позволяет установить относительно высокий уровень конкурентоспособности крупных предприятий города.

Сохранение существующего инвестиционного и предпринимательского климата позволит поддерживать стабильную работу предприятий основных отраслей экономики, однако, приведет к установлению относительно невысоких темпов экономического развития города в целом, в силу влияния негативных внешних факторов.

Стабильные показатели деятельности крупных предприятий сохранят достаточный уровень бюджетной обеспеченности города, что позволит частично реализовать запланированные мероприятия развития социальной сферы, связанные с сохранением возможностей для получения образовательных, медицинских и социокультурных услуг для всех групп населения, поддерживающих производственный потенциал высокотехнологичных отраслей специализации Ростова-на-Дону. Реализация запланированных мероприятий позволит сохранить уровень интегрального индекса качества жизни выше среднероссийского.

Интегральный индекс качества жизни представляет собой универсальный агрегатный показатель, позволяющий совместить воедино наиболее важные аспекты, определяющие комфортность жизни человека на данной территории.

Значение индекса рассчитывается по специальной методике, с использованием следующих показателей: отношение душевых доходов к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг; численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, коэффициент младенческой смертности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, обеспеченность врачами (на 10000 населения), число зарегистрированных преступлений, уровень благоустройства жилищного фонда (канализация, газ, водопровод), площадь жилья, приходящаяся в среднем на одного жителя, число телефонных аппаратов (на 1000 населения), число учащихся профессиональных учебных заведений всех типов, уровень безработицы, объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, число посещений музеев, число зрителей театров.

Однако, в данной ситуации, увеличение заработной платы способно будет лишь компенсировать инфляцию, реальные доходы граждан существенно не повысятся. Уровень бедности останется на уровне прошлых лет, и не увеличится только благодаря целевой финансовой поддержке социально-незащищенных граждан за счет бюджетных средств. Безопасность социальной среды останется на уровне 2008 года. По отдельным видам число правонарушений возрастет (экономические преступления и т.д.), однако за счет высокой раскрываемости удастся не допустить резкого снижения уровня безопасности. Антропогенная нагрузка останется неизменной: выбросы в атмосферу за счет автомобильного транспорта не сократятся, так как реконструкция дорожной сети города не будет проведена в полном объеме.

Оценочная численность населения, в соответствии с инерционным сценарием, в 2030 году составит 956127 человек, за 22 года город потеряет 92,5 тыс. или 9% современного населения. В связи с тем, что город Ростов-на-Дону является крупнейшим "работодателем" в регионе, в городе сохранится положительный миграционный прирост. Прогнозируется относительно низкий уровень как общей, так и регистрируемой безработицы, несмотря на значительное увеличение значений этих показателей в стране в целом, в связи с мировым финансовым кризисом.

В отличие от крупных предприятий, развитие субъектов малого бизнеса в рамках реализации инерционного сценария будет затруднено. Данная тенденция объясняется сильной уязвимостью малого предпринимательства и его зависимостью от поддержки органов местного самоуправления, даже с учетом того, что инерционный сценарий предполагает саморегулируемость отраслей в долгосрочной перспективе. Как следствие этого вероятно снижение темпов развития сферы торговли и общественного питания, так как субъекты малого бизнеса занимают около 50% рынка потребительских услуг города.

Уровень развития транспортной системы Ростова-на-Дону, обусловленный его выгодным приграничным экономико-географическим положением по отношению к региональным центрам России, Украины, Турции и других стран, позволит сохранить лидирующее положение на Юге России в долгосрочной перспективе.

Усиление позиции города Ростова-на-Дону как крупнейшего транспортного узла на Юге России также возможно в рамках создания Большого Ростова согласно утвержденному Администрацией Ростовской области Стратегическому плану социально-экономического развития. Реализация Ростовской областью мер по развитию Большого Ростова создаст возможность пространственного развития и оптимизации территориальной структуры города, а также компенсирует невозможность расширения территории города за счет собственных ресурсов. В то же время, в рамках данного сценария, возможно стихийное развитие Большого Ростова или возникновение административных барьеров для ее развития из-за несовершенства законодательной базы.

Согласно инерционному сценарию развития, в городе сохранится высокая степень изношенности основных элементов инфраструктуры. Инфраструктурные ограничения снижают возможности комфортной жизни населения, формирования здорового образа жизни, расширения культурных потребностей.

Несмотря на внедрение современных технологий, эффективная транспортная сеть в Ростове-на-Дону не будет сформирована, в связи с чем серьезной проблемой для города останется состояние дорожной инфраструктуры.

Главным итогом инерционного сценария развития будет сохранение относительно стабильного социально-экономического положения, однако, упущенные выгоды приведут к сокращению достигнутых высоких темпов развития, нарастанию отставания от городов-конкурентов и потенциальной потере статуса лидера ЮФО.

Вероятность реализации инерционного сценария развития города средняя и оценочно составляет около 40%, что объясняется сформировавшимся на данный момент стабильным социально-экономическим положением и нехваткой территориальных ресурсов, ограничивающей его дальнейшее развитие.

3. Позитивный сценарий развития

Позитивный сценарий предполагает, что Ростов-на-Дону в максимальной степени реализует свой потенциал, используя благоприятные возможности для развития человеческого капитала, экономики и городской среды, адекватно и оперативно реагируя на негативные проявления внешних факторов. Этот сценарий характеризуется качественными позитивными изменениями социально-экономического положения города на основе успешного территориального развития, активного внедрения и использования инноваций в производственных и непроизводственных секторах, развитии научно-образовательных и транспортно-логистических комплексов, обеспечении высокого качества жизни населения.

В течение рассматриваемого периода экономика Ростова-на-Дону будет развиваться более высокими темпами по сравнению с экономикой Российской Федерации, благодаря быстрому обновлению производственного потенциала, постоянной генерации и внедрению новейших промышленных, коммуникационных и социальных технологий. Форсированное развитие хозяйственного комплекса города произойдет на основе достижений местной науки, плодотворного сотрудничества образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов с промышленными и финансовыми организациями.

Крупнейшие предприятия Ростова-на-Дону укрепят свои позиции, как на российском, так и международном рынке. В то же время произойдет значительное усиление роли малого и среднего предпринимательства в различных отраслях экономики, в т.ч. в производственной сфере. Количественный и качественный рост реального сектора повлечет за собой увеличение налоговых отчислений во все уровни бюджетной системы. В результате расширятся возможности Администрации Ростова-на-Дону по поддержке местных производств, в участии в инвестиционных проектах, в повышении эффективности проводимой социально-экономической политики.

Сценарий инновационного развития предполагает качественную модернизацию транспортного комплекса, оптимизацию системы грузопотоков и товародвижения, организацию технического, технологического и информационного обеспечения грузовых перевозок. К 2025 году Ростов-на-Дону станет одним из ведущих транспортно-логистических центров не только России, но и среди городов стран Восточной Европы, Закавказья и Ближнего Востока.

Будет значительно усовершенствована внутренняя транспортная сеть города: решена проблема чрезмерной загруженности центрального делового района, нормализована плотность автомобильного движения, отремонтированы и заасфальтированы грунтовые дороги, увеличится обеспеченность города парковочными местами.

Другим важным направлением модернизации городской инфраструктуры станет ремонт и строительство новых объектов ЖКХ, в первую очередь распределительных сетей в отраслях электро-, тепло- и водоснабжения. Существенно сократится доля ветхого и аварийного жилого фонда, при этом, благодаря высоким темпам строительства, вырастет удельная обеспеченность жильем из расчета на одного человека.

Рассматриваемый сценарий предусматривает:

Ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение административных барьеров и повышение качества муниципальных услуг, развитие государственно-частного партнерства;

Качественное развитие социальных институтов, включая сферы образования, здравоохранения, жилищной политики, культуры и спорта, обеспечивающих значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;

Стабилизацию численности населения благодаря активной демографической и миграционной политике;

Решение проблемы дефицита сводных площадей для реализации инвестиционных проектов посредством развития Большого Ростова и оптимизации территориальной структуры города;

Модернизацию городской инфраструктуры Ростова-на-Дону, обеспечение достойной среды проживания населения.

В результате создания благоприятных институциональных условий и проведения грамотной политики Администрацией Ростова-на-Дону, все подсистемы городского хозяйства будут способны адекватно реагировать на перспективные вызовы. При этом минимизируются все недостатки внутренней среды Большого Ростова. Сильная конкурентоспособная экономика, основанная на быстром внедрении инновационных технологий, высоком качестве образования и развитом транспортно-логистическом комплексе, будет генерировать устойчивый рост благосостояния населения. К 2025 году уровень доходов жителей достигнет европейских стандартов, средняя продолжительность жизни увеличится на 5-7 лет.

Позитивный сценарий развития предусматривает рост благосостояния населения за счет темпов роста заработной платы, опережающих темпы инфляции. Уровень бедности населения сократится, снизится безработица за счет создания новых рабочих мест, в первую очередь предприятиями малого и среднего бизнеса. Показатели безопасности социальной среды улучшатся, благодаря слаженной деятельности общественности, органов правопорядка и Администрации города.

Экологическая ситуация в городе улучшится за счет строительства объездных дорог, переноса части предприятий за городскую черту, обустройства двух полигонов для утилизации отходов. Качество питьевой воды улучшится за счет полной реконструкции водоводов и канализационной сети. Увеличится площадь зеленых насаждений, снизится загрязненность атмосферного воздуха. Также прогнозируется существенное снижение риска техногенных катастроф.

Произойдет снижение заболеваемости населения и младенческой смертности. Эффективная реализация запланированных мер позволит сократить количество заболеваний, уменьшить общее число смертельных случаев. Это, в свою очередь, позволит уменьшить нагрузку на трудоспособное население и увеличить эффективность профессиональной деятельности благодаря росту рождаемости и сокращению смертности, а также притоку молодых мигрантов.

На рынке труда, в случае реализации позитивного сценария, следует ожидать рост конкуренции за рабочую силу, что в долгосрочной перспективе должно привести к повышению ее стоимости. Рынок труда будет динамично трансформироваться благодаря размещению новых отраслей экономики и инновационному развитию уже существующих на территории города.

Позитивный прогноз численности населения, при котором закладываются максимальные значения рождаемости и миграционного прироста, минимальное значение смертности, а также возможность увеличения численности населения за счет эффективного территориального развития города показывает, что численность Ростова-на-Дону может увеличиться до 1250 тыс. жителей.

Предполагается интенсивное развитие Большого Ростова на основе документов стратегического планирования, формирование единой территории, предоставляющей наиболее выгодные условия для производства, ведения бизнеса, жизни и отдыха людей.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067 Ростовская агломерация является центром социально-экономического развития Юга России и в долгосрочной перспективе должна расширить свое влияние на страны СНГ и другие регионы. В рамках позитивного сценария прогнозируется повышение ее роли как инновационного, образовательного центра, центра предоставления управленческих и консалтинговых услуг, развития системы внешних коммуникаций - мультимодального транспортного узла.

Широкий выбор мест приложения труда, хорошие жилищные условия, адекватная оплата труда и высокий уровень развития отраслей социальной сферы (в первую очередь, образования) обеспечит жителям города возможность самореализации, возможность прожить жизнь достойно, интересно, разнообразно, создаст условия для занятий спортом, культурного отдыха, туризма.

Данный сценарий имеет относительно высокую (50%) вероятность реализации, главными предпосылками которой являются: значительный социально-экономический потенциал города, его выгодное экономико-географическое (в т.ч. транспортное) положение, развитый научно-образовательный комплекс, а также активная социально-экономическая политика городской и региональной администраций в настоящее время.

4. Обоснование выбора целевого сценария
социально-экономического развития

Сравнительный анализ основных параметров рассматриваемых прогнозов (табл. 2) позволяет сделать вывод, что максимальные риски для Ростова-на-Дону несет негативный сценарий, который не только не предполагает дальнейшего социально-экономического развития, но и влечет за собой утрату городом основных конкурентных преимуществ, потерю влияния в Южном федеральном округе. Реализация данного сценария приведет к снижению производственного потенциала и уменьшению диверсификации реального сектора экономики Ростова-на-Дону. Обострение проблемы нерациональной организации внутригородской территории отрицательно отразится на темпах нового строительства, при этом транспортная нагрузка достигнет критических значений. Значительный износ инженерных коммуникаций, генерирующих мощностей и транспортной инфраструктуры приведет к сокращению возможностей развития производства и повышению социальной напряженности. Уже в 2017 году Ростов-на-Дону потеряет статус города-миллионника (табл. 1), а уровень качества жизни населения существенно уменьшится.

Таблица 1. Прогноз численности населения Ростова-на-Дону

сценарии 2008 2010 2015 2020 2025
негативный 1048714 1036943 1008072 980206 953312
инерционный 1048714 1038476 1017014 996146 975855
позитивный 1048714 1040009 1026022 1112322 1250875

Инерционный сценарий отражает доминирующие в настоящее время тенденции экономического и социального развития и предполагает движение по уже сложившейся ранее траектории. В рамках данного сценария, положение Ростова-на-Дону будет характеризоваться относительной устойчивостью, однако, потеря городом его перспективных возможностей приведет к сокращению достигнутых высоких темпов развития. В рамках реализации инерционного сценария вероятны успехи в отраслях машиностроения и пищевой промышленности, в работе учреждений социальной защиты, а также в функционировании города как крупнейшего транспортного узла на Юге России. Вместе с тем будет проявляться эффект накопления и усугубления уже существующих проблем. К 2020 году численность населения города уменьшится до 996,1 тыс. чел., а уровень реальных доходов горожан сохранится на существующем уровне.

Позитивный сценарий подразумевает значительно более сложную модель управления и для власти, и для бизнеса. Данный сценарий предполагает активную политику органов местного самоуправления, скоординированную с хозяйствующими субъектами и направленную на стимулирование внедрения инноваций в производственные и непроизводственные сектора экономики города, развитие научно-образовательных и транспортно-логистических комплексов, обеспечение высокого качества жизни.

При реализации данного сценария, численность населения Ростова-на-Дону к 2025 году может увеличиться до 1250 тыс. жителей. Возрастут и реальные доходы жителей, расширится выбор мест приложения труда, а уровень бедности сократится. Оптимизация производственной и социальной систем позволит реализовать конкурентные преимущества Ростова-на-Дону в масштабах ЮФО и России в целом. Поэтому, в качестве целевого варианта социально-экономического развития в Стратегии будет рассматриваться сценарий максимально приближенный к позитивному.

Таблица 2. Основные параметры сценариев социально-экономического
развития г. Ростова-на-Дону до 2025 года

Негативный Инерционный Позитивный
Конкуренто-
спосоность
экономики
Снижение
конкурентоспособ-
ности экономики
города как среди
крупнейших
городов России,
так и среди
крупных городов
Южного
федерального
округа. Потеря
существующих
позиций в
профильной
экономической
деятельности
Относительно
высокая
конкурентоспособ-
ность профильной
экономической
деятельности.
Снижение уровня
конкурентоспособ-
ности города среди
крупнейших городов
России
Значительный рост
конкурентоспособ-
ности экономики
города за счет
активного
внедрения
инноваций.
Закрепление
статуса столицы
Юга России и
вхождение в
пятерку наиболее
конкурентоспособ-
ных мегаполисов
страны
Пространстве-
нное развитие
города
Обострение
проблемы
территориального
неравенства
вследствие
дефицита
земельных
площадей,
нерациональной
организации
городского
пространства,
недоиспользование
ресурса Большого
Ростова
Сокращение
территориального
неравенства путем
использования
ресурсов Большого
Ростова
Оптимизация
территориальной
структуры
городского
пространства, в
том числе за счет
развития Большого
Ростова.
Сбалансированность
территориального
каркаса за счет
реорганизации
функциональных зон
города
Качество
жизни и
развитие
человеческого
капитала
Снижение уровня
реальных доходов
населения и
серьезное
обострение
существующих
социальных
проблем. Резкое
снижение уровня
качества жизни,
социальная
нестабильность.
Существенное
сокращение
численности
населения
Относительная
социальная
стабильность,
средний уровень
развития
социальной сферы,
относительно
высокая социальная
дифференциация
Устойчивый рост
инвестиций в
человека,
качественное
развитие
человеческого
капитала, рост
уровня
благосостояния
населения,
снижение
социальной
дифференциации
Городская
инфраструкту-
ра
Существенное
ухудшение
состояния
городской
инфраструктуры, в
том числе за счет
критической
транспортной
нагрузки на
дорожную сеть,
высокой
изношенности
основных фондов
жилищно-коммуна-
льной
инфраструктуры и
нехватки
генерирующих
мощностей
Ограниченность
инфраструктурного
развития города,
связанная с низким
качеством
городской среды.
Отсутствие
системного подхода
в попытках
модернизации
существующей
инфраструктуры,
что ведет к
нерациональному
расходованию
значительных
ресурсов при
отсутствии
существенных
результатов
Качественное
улучшение
состояния
городской
инфраструктуры, в
т.ч. решение
проблемы
транспортной
загруженности,
модернизация
объектов ЖКХ,
увеличение
генерирующих
мощностей.

Российская экономика, по данным Росстата, во втором квартале 2015 года продемонстрировала падение на 4,6 процента. В третьем квартале, как предположили в Минэкономразвития, мы должны увидеть выход из рецессии.

Подобные ожидания в текущих условиях выглядят весьма оптимистично. Последние данные свидетельствуют о спаде во многих секторах экономики. Например, оборот розничной торговли в сопоставимых ценах упал на 9,6 процента, попав под влияние падения реальных доходов населения.

По данным Росстата, за первые семь месяцев текущего года показатель снизился на 2,9 процента. Индекс промышленного производства показал снижение на 4,7 процента. Спад отмечается и в секторе внешней торговли. Экспорт упал на 30 процентов, импорт на 36 процентов.

По нашим оценкам, в перспективе ближайших двух кварталов (3-4 2015 года), скорее всего, экономика будет оставаться в состоянии рецессии. И дело тут не только в снижающихся ценах на нефть, высоком уровне инфляции в стране и возможности дальнейшего падения реальных доходов населения (к концу года мы прогнозируем падение данного показателя до семи процентов, так как индексация зарплат как в государственном, так и в частном секторе, будет ниже уровня инфляции).

Экономика России в крайне высокой степени зависит от экспорта нефти и нефтепродуктов (доля топлива в экспорте в 2014 году составила 69,5 процента), а также прочих сырьевых товаров (в частности, металлопродукция в экспорте из России составляет 8,1 процента).

Принимая во внимание факт замедления экономики Китая (доля которого во внешнеторговом обороте России довольно высока), можно полагать, что внешний спрос на отдельные группы товаров будет сокращаться. Естественно, это не пройдет бесследно для РФ.

Таким образом, мы представляем три сценария развития экономики России до конца 2015 года.

Базовый сценарий

В третьем квартале экономика нашей страны будет проходить "дно". По его итогам падение ВВП в годовом соотношении может составить 5,5 процента при среднегодовом уровне цен на нефть около 57 долларов за баррель (против текущих 58,52 доллара).

В четвертом квартале темпы падения ВВП, вероятно, замедлятся и по итогам года снижение составит 4,1 процента при условии роста среднегодовых цен на нефть до уровня 60 долларов за баррель. Инфляция в этом случае ожидается на уровне 14,5 процента. Спад экономика будет демонстрировать на фоне падения деловой активности из-за санкций, потерями торговых связей с рядом стран и регионов, а также снижением платежеспособного спроса населения.

В июле реальная заработная плата снизилась на 9,2 процента, что существенно ниже падения на 5,4 процента в июле кризисного 2009 года. Более того, сейчас падение заработной платы опережает снижение ВВП, что говорит о другой природе кризиса.

Вероятность развития ситуации по базовому сценарию мы оцениваем в 50 процентов.

Пессимистичный сценарий

В третьем квартале падение экономики составит 10 процентов, в четвертом квартале - 7 процентов. В целом по итогам 2015 года падение ВВП при таком развитии событий может составить 6,4 процента, что хуже показателей, отмечавшихся в 1998 году (-5,3 процента), но несколько лучше, чем в 2009 году (-7,8 процента). Но при этом среднегодовые цены на нефть не должны упасть ниже 50 долларов за баррель. Инфляция по итогам года может составить 15,3 процента.

Вероятность такого развития событий оценивается в 30 процентов.

Оптимистичный сценарий

Даже в его рамках (где мы допускаем в четвертом квартале символический рост ВВП на 0,7 процента), по итогам года темпы роста российской экономики останутся отрицательными (-1,9 процента). Для этого среднегодовая цена нефти должна вырасти до уровня 75 долларов за баррель.

Вероятность развития ситуации по данному сценарию составляет 20 процентов.

Тем не менее, при условии, что новых геополитических потрясений не будет, цены на нефть стабилизируются в диапазоне 60-70 долларов за баррель, а импортозамещение начнет приносить первые результаты, в 2016 году мы ждем выхода экономики России на траекторию медленного роста в рамках базового и оптимистичного сценариев.

"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России)

3.1. Характеристика сценариев долгосрочного развития

3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СЦЕНАРИЕВ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ

В долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:

Адаптацией к замедлению роста мировой экономики и спроса на углеводороды;

Усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

Исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

Необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

Начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

Усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек.

С учетом этого основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

Степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

Интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;

Модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;

Развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;

Укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;

Интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

Интеграцией евразийского экономического пространства.

В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются три сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - консервативный, инновационный и целевой (форсированный).

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания.

Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,0 - 3,2% в 2013 - 2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году всего в 1,7 раза, реальные доходы населения возрастут в 1,9 раза, а доля России в мировом ВВП уменьшится с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020 - 2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.

Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,0 - 4,2% в 2013 - 2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики и позволит увеличить долю России в мировом ВВП до 4,3% к 2030 году.

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала.

Сценарием предусматривается полномасштабная реализация всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606.

Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,0 - 5,4%, что повышает вес российской экономики в мировом ВВП до 5,3% мирового ВВП к 2030 году.

Рассмотренные три основные сценария развития предполагают относительную стабилизацию динамики цен на нефть и другие сырьевые ресурсы в реальном выражении. В долларах США 2010 года цена на нефть в период 2013 - 2030 гг. будет находиться на уровне 90 - 110 долларов за баррель. В долларах текущих лет цена на нефть достигает к 2030 году 164 долларов за баррель. Цена на российский экспортируемый газ в долларах 2010 года в среднем за период 2013 - 2030 гг. в среднем оценивается в 310 долларов США за тыс. куб. м, что приблизительно соответствует текущим ценам на газ.

При этом существуют риски, что траектория цен на нефть может быть ниже, чем в основных вариантах. Ожидаемое существенное увеличение поставок нефти из нетрадиционных источников, таких как сланцевая нефть, может быть не полностью скомпенсировано ограничением добычи со стороны стран ОПЕК и снижением добычи в традиционных районах (Северное море, Мексика). В этих условиях траектория цен на нефть может иметь понижательную тенденцию относительно уровня 2011 - 2012 годов и в целом закрепится между основным вариантом и вариантом A, предполагающим снижение цен до 70 долларов США за баррель в постоянных ценах. Еще выше риски большего снижения цен на газ в результате активизации разработок сланцевого газа не только в США, но и других регионах мира. Рост предложения газа повышает вероятность полной отвязки цен на газ от динамики цен на нефть.



Особенности жизни